«Рубиновые» звезды

18 декабря на северодвинском предприятии «Севмаш» был заложен подводный ракетоносец «Император Александр III». Атомоход типа «Борей» длиной 170 метров, несущий на борту по 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава», предназначен для переоснащения морских стратегических ядерных сил. А в июне этого года на форуме «Армия-2015» в Подмосковье был впервые представлен подводный аппарат «Юнона» для работы на арктическом шельфе, поиска и спасения. Его длина меньше трех метров, вес – 80 кг.

«Рубиновые» звезды | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Что объединяет огромный ракетный крейсер и малютку Юнону? Общий «отец» – Центральное конструкторское бюро «Рубин», торжественно отмечающее сегодня свое 115-летие. Один из мировых лидеров в проектировании атомных и неатомных подводных лодок.

История практически любой российской субмарины начинается здесь, в «Рубине». За век с небольшим по его проектам было построено свыше 85% подлодок, входивших в состав российского флота за всю его историю, – 943 корабля. Начиная от тех, что принимали участие еще в Первой мировой войне, проявивших себя в Великую Отечественную и обеспечивших стратегический паритет в годы холодной войны. Многоцелевые атомные «Антеи», «убийцы авианосцев», – тоже детища «Рубина». И дизель-электрические подлодки, становившиеся от поколения к поколению все бесшумнее, так что теперь их называют лодками-призраками. Так же как и три переданных недавно ВМФ стратегических «Борея»: головной атомоход «Юрий Долгорукий» служит в составе Северного флота, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» – Тихоокеанского. Они, как и строящиеся сегодня на «Севмаше» четыре ракетоносца модернизированного проекта «Борей-А» «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов» и «Александр III», станут основой морских ядерных сил России.

Свою историю ЦКБ «Рубин» ведет от скромной Строительной комиссии подводных лодок, образованной в 1901 году. Или, точнее, с писем, которые главный инспектор кораблестроения Николай Кутейников разослал троим офицерам – старшему помощнику судостроителя Ивану Бубнову, лейтенанту Михаилу Беклемишеву и лейтенанту Ивану Горюнову – с приглашением приступить к разработке проекта боевой подводной лодки для ВМФ России. Так родился первый в стране конструкторский коллектив, специализирующийся на проектировании субмарин.

Летом 1903 года первое детище строительной комиссии – первая русская лодка под названием «Миноносец # 150» – успешно прошла испытания. С 1904 года подводный миноносец под именем «Дельфин» вошел в состав российского флота.

Для серийного строительства более совершенных лодок в 1906 году на Балтийском судостроительном заводе был образован отдел подводного плавания. Под руководством Ивана Бубнова здесь были спроектированы и построены субмарины «Касатка», «Минога», «Акула», «Морж» и героический «Барс», потопивший во время Первой мировой несколько германских пароходов. В 1938 году Центральное конструкторское бюро # 18 при Балтзаводе стало самостоятельной организацией, на которую был возложен полный цикл проектирования подводных лодок. Конструкторами и инженерами ЦКБ-18 были спроектированы лодки типов «Л», «Щ», «М», «С» и «К», с которыми советский Военно-морской флот прошел Великую Отечественную войну. К ее началу по 19 проектам этого конструкторского бюро было построено 206 подводных лодок, еще 54 достраивались во время войны. А в 1947-м в ЦКБ-18 завершилась разработка торпедной подводной лодки среднего водоизмещения проекта 613, по которому была построена самая крупная в мире послевоенная серия субмарин – 215 единиц.

Пятидесятые годы принесли советскому подводному кораблестроению настоящую революцию. Получив ракетное оружие, а затем и ядерные силовые установки, подводные лодки перешли в разряд стратегического вооружения, которому предстояло определять исход возможной войны. Для нового вида оружия – крылатых ракет – на ЦКБ-18 сначала разработали проект переоборудования существующей подводной лодки, а затем приступили к созданию двух атомных субмарин. Это были корабли, вооруженные тремя баллистическими ракетами и шестью крылатыми ракетами. Всего построили 13 таких подлодок.

Но только атомные субмарины следующего поколения благодаря оптимизированной форме корпуса стали наконец-то по-настоящему подводными, а не «ныряющими». Скорость подводного хода выросла до 25 – 30 узлов. Появились самонаводящиеся торпеды. Но главное – за счет амортизации механизмов и новых звукопоглощающих покрытий удалось кардинально понизить шумность ракетоносцев.

В 1966 году ЦКБ-18 стало ленинградским проектно-монтажным бюро «Рубин». А в 1967-м его детище – головной корабль проекта 667А, который в «Рубине» ласково прозвали «Аннушкой», вступил в строй ВМФ СССР. Это был первый в самой крупной серии атомных подводных ракетоносцев, состоящей из 34 единиц. За ним последовали «сестры» «Аннушки», включая венец эволюции проекта – лодки 667БДРМ с 16 баллистическими ракетами «Синева». В 1980-е годы «Рубин» под управлением академика Игоря Спасского начал проектирование подлодки четвертого поколения. Ракетные подводные крейсеры проекта 667БДРМ, построенные в 80-х годах прошлого века, до сих пор несут службу.

В 1989 году предприятие получило свое сегодняшнее название – Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Наряду с мощными ядерными ракетоносцами здесь продолжают создавать и дизель-электрические подводные лодки.

В настоящее время «Адмиралтейские верфи» строят с помощью «Рубина» для Черноморского флота шесть подлодок проекта 636. Головная лодка «Новороссийск» в уходящем году преодолела 6500 миль по пути из Баренцева моря в Новороссийск. Уже служат военным морякам «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол» и «Краснодар», строятся «Великий Новгород» и «Колпино». По соседству с ними на верфях «растут» две подводные лодки «Лада», которые относятся к следующему, четвертому, поколению. «Лада», как и проект 636, вооружена мощным ракетным комплексом и вдобавок еще более скрытна. Сама же «Лада» «слышит» далеко благодаря усовершенствованному гидроакустическому комплексу – в итоге получился настоящий «корабль-призрак», способный возникнуть будто ниоткуда и так же моментально исчезнуть.

С начала 1990-х «Рубин» занимается проектированием морских нефтяных платформ. Это новое дело не только для самого бюро, но и для отечественной нефтегазогеологии в целом. «Рубин» принимал участие в разработке морских ледостойких платформ на Дальнем Востоке, а также «Приразломной» – первой платформы, ведущей добычу нефти на российском арктическом шельфе. Еще один важный «конверсионный» проект ЦКБ – «Морской старт»: плавучий космодром.

Большая часть творений «Рубина» проявляет свои необычайные свойства и умения далеко от Петербурга – в теплых или ледяных морях и океанах. Но вот одно из них служит поблизости и надежно защищает наш город: именно ЦКБ «Рубин» разработало проект батопортов плавучего затвора петербургской дамбы. С 2011 года, когда плавучий затвор был введен в эксплуатацию, он успел уберечь нас от многих неприятностей.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5611) от 22.12.2015.


Комментарии