Рубенс и другие

В середине апреля завершится реставрация скульптурного портрета великого Питера Пауля Рубенса, который украшал южный фасад Нового Эрмитажа. Это будет достойный финал многолетней программы спасения, реставрации, сохранения скульптур, украшающих фасады главного музея страны.

Рубенс и другие  | Таким запечатлел первоначальный облик Нового Эрмитажа художник Василий Садовников.

Таким запечатлел первоначальный облик Нового Эрмитажа художник Василий Садовников.

Чтобы оценить важность события и его масштабы, необходимо вспомнить некоторые страницы истории Эрмитажа. В этом нам помог Валерий Лукин, главный архитектор Эрмитажа.

Здание Нового Эрмитажа было построено в 1842 – 1851 годах по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце. Ему принадлежит идея украсить фасады 28 скульптурными изображениями живописцев, ваятелей, историков искусства от античности до начала XIX века.

Они выполнялись по рисункам Кленце и моделям Иогана Гальбига лучшими русскими скульпторами того времени, в том числе Василием Демут-Малиновским и Александром Теребеневым, создателем «Атлантов».

Кленце настоял на том, чтобы скульптуры были отлиты из цинкового сплава – шпиатра. Он пластичен и дает благородный матово-серый оттенок: скульптура не мешает восприятию архитектуры. Но цинк – коварен, на открытом воздухе он постепенно деструктурируется, скульптура может рассыпаться.

Именно это произошло 24 августа 1950 года, когда Рубенс упал с 12-метровой высоты и разбился на сотни небольших фрагментов.

Когда Эрмитаж готовился к 300-летию Петербурга, было принято решение установить копию Рубенса. В качестве материала выбрали бронзу, материал пластичный, но намного долговечнее цинка.

С этого события началась программа замены скульптур с фасадов Нового Эрмитажа на бронзовые копии. Она была завершена в декабре 2015 года, когда свое место заняла копия Дедала. Тонкостенное литье позволило максимально приблизиться к оригиналу. Кроме того, бронзовые скульптуры в несколько раз легче цинковых, оригиналы весят 700 – 900 кг, копии – 200 – 250 кг.

Здесь уместно рассказать про расположение скульптур. На западном фасаде (в нишах и на кронштейнах) установлено 16 скульптур. В том числе Рафаэль, Леонардо, Рембрандт. Это главный «иконостас» Нового Эрмитажа. Уже скоро, после открытия Шуваловского проезда, соединяющего Дворцовую площадь и Дворцовую набережную, все эти скульптуры можно будет увидеть.

Остальные доступны и сейчас. На южном фасаде рядом со знаменитыми атлантами, держащими петербургское небо, поместились 10 скульптурных портретов, на восточном фасаде – 2.

Рубенс занимает важное место на юго-западном углу Нового Эрмитажа, он виден с Дворцовой площади.

А какова судьба оригиналов скульптур? Они хранятся в эрмитажном центре «Старая Деревня». В хранилище они стоят толпой, боги и герои, создавая выразительную композицию. Увы, недоступную для публики. Но три скульптуры – Дюрер, Пихлер, Диоскорид помещены в малом фойе, их могут увидеть пришедшие на экскурсии в открытые фонды «Старой Деревни».

В планах музея выставить все 28 скульптур в третьей очереди центра «Старая Деревня» на Школьной улице. С подсветкой, чтобы их было видно изнутри и снаружи в любое время суток.

Но вернемся к Рубенсу. Естественен вопрос: почему он так долго не реставрировался? Валерий Лукин сообщил, что в советские времена эту работу могло выполнить только НПО «Реставратор». В этой фирме долгое время осколки и хранились в ожидании лучшей участи. Но руки до них не доходили, а в 1990-е годы научно-производственное объединение прекратило свое существование.

Когда в 2003 году Эрмитаж стал заменять цинковые скульптуры на бронзовые, все фрагменты Рубенса он забрал себе, но сложная работа по возрождению скульптуры буквально из праха началась лишь около года назад – этим занимаются мастера фирмы «Ренессанс-Реставрация».

Кстати, с иконографией скульптуры было очень сложно. Найдены только не очень четкие дореволюционные фотографии. В фондах мюнхенской Пинакотеки хранятся эскизы статуй, сделанные самим Кленце. Всего их 27, нет одного – именно Рубенса.

Первоначально внутри у скульптуры был простой каркас, чтобы создать жесткую конструкцию и прикрепить скульптуру к стене.

Реставраторам пришлось соорудить фигуру из металлической сетки, на которую, как мышцы на скелет, надеваются сохранившиеся цинковые фрагменты. По словам Лукина, такой каркас позволяет не только надежно закрепить детали, но и заранее увидеть образ.

Говоря о Новом Эрмитаже, необходимо сказать и про скульптуры на крыше Зимнего дворца. Всего их 177. 102 изображения античных богов и героев, 74 вазы и корона.

Первоначально они были каменными, в 1893 году их заменили на долговечную выколотную медь. Корону как символ самодержавия сбросили в первые годы революции и восстановили только в 2003 году.

Плановая работа по комплексному обследованию скульптуры началась около 30 лет назад силами реставрационных мастерских Эрмитажа. Сначала реставрировали выборочно, по итогам визуального осмотра появившихся на скульптурах трещин и других дефектов. Потом взялись и за оставшиеся скульптуры. Эта большая работа была полностью завершена в 2014 году к 250-летию Эрмитажа.

Все скульптуры защищены специальной краской, по цвету имитирующей благородную патину. Только статую Прозерпины, установленную на юго-восточном углу Зимнего дворца, покрасили в белый цвет. Так выглядели все скульптуры во времена Растрелли.

Прозерпина смотрится сегодня очень непривычно, но именно в таком цветовом решении состоял замысел гения барокко. За счет белых колонн и стоящих над ними скульптур здание Зимнего дворца выглядит стремящимся к небу.

Байка о том, что Растрелли придумал скульптуру, чтобы спрятать многочисленные печные трубы Зимнего дворца, не более чем исторический анекдот.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (5669) от 28.03.2016.


Комментарии