Роты, подъем! Как изменились Красноармейские улицы Петербурга?

Бытует представление, что Красноармейские улицы, бывшие Роты Измайловского полка, — это задворки парадного Петербурга. Речь о пространстве между Московским и Лермонтовским проспектами, между Фонтанкой и Обводным каналом. Здесь нет суеты, на некоторых улицах даже машин мало, почти как в советское время, одним словом — тишь да гладь. Но это обманчивое впечатление. По крайней мере в этом уверена наш собеседник Анна ЛОГИНОВА, сотрудник библиотеки «Измайловская», входящей в межрайонную централизованную библиотечную систему имени М. Ю. Лермонтова. Анна работает в этом районе больше десяти лет, много общается с местными жителями, водит экскурсии и поэтому хорошо представляет чаяния его обитателей.

Роты, подъем! Как изменились Красноармейские улицы Петербурга? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А помните, как раньше шумно было на Измайловском проспекте, когда здесь ходил трамвай?

Спикер_С.jpg

— Старожилы с ностальгией вспоминают это время… Очень жаль, что трамвай убрали. Проспект широкий, так что трамвай тут совершенно не мешал автомобилям. Сегодня, спустя два десятка лет, так и хочется сказать: верните нам трамвай! Потому что ключевая проблема этого района — логистическая.

С общественным транспортом сложно: если вы захотите уехать отсюда в центр напрямую, то сделать это будет довольно трудно: неизбежны долгие и неудобные пересадки. Либо пешком идти до метро. На мой взгляд, проблема в организации самой сети маршрутов, вот и многие горожане знают наш район скорее как место между станциями метро «Технологический институт» и «Балтийская».

Вообще общественный транспорт в нашем районе ходит по трем параллельным магистралям — Московскому, Измайловскому и Лермонтовскому проспектам, а также по соединяющей их 1‑й Красноармейской улице. А все остальные Красноармейские улицы, хотя это и весьма обширная территория, лишены какого бы то ни было общественного транспорта. Пожилым людям, которых в районе достаточно много, это не очень удобно.

Просто какая‑то «транспортная яма»!

— Можно и так сказать. И подобная ситуация — конечно, большой минус для развития района. Кстати, именно поэтому сегодня все значимые объекты сконцентрированы именно на тех улицах, по которым ходит транспорт, причем ближе к станциям метро.

Этакий «спальный» район почти в центре города?

— Нет, все‑таки не стоит так говорить. Сужу хотя бы по посетителям нашей библиотеки — это не только местные жители, многие из которых приходят к нам поколениями, но и те, кто здесь работает или учится. К нам часто заходят студенты — сделать распечатку, найти литературу, просто посидеть с ноутбуком…

Фонтан1_С.jpg
Происхождение этой скульптуры в античном стиле, установленной во дворе дома № 18 по 4‑й Красноармейской улице, окружено тайной. Откуда она здесь взялась — никто не знает. Барышню, изящную и хрупкую, называют «девушкой с кувшинами». По аналогии с «Коломенской Венерой» ее можно назвать «Измайловской грацией»./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Здесь ведь большое количество учебных заведений: Архитектурно-строительный университет, «Военмех», Оптико-механический колледж, Кадетский ракетно-артиллерийский корпус, Академия технологий и управления, Военно-морской институт. Так что наш район вовсе не «спальный»: жизнь бурлит, поскольку здесь много молодежи. У нас Молодежный театр с экспериментальным Театром дождей, Театр на Неве, бизнес-центры, проектные институты…

В советское время на Красноармейских улицах находились еще и предприятия. Многие из них проданы под бизнес-центры и снесены ради элитного жилья. По этой причине и сегодня такая большая строительная площадка рядом со зданием бывшего Николаевского кавалерийского училища.

Но все равно район очень разный, я бы сказала — неравномерный. И это сложилось еще с очень давних пор.

Что вы имеете в виду?

— До революции 1‑я Рота, нынешняя 1‑я Красноармейская, была парадной улицей, там помещались казармы «вензельной роты» Измайловского полка. Именно эти гвардейцы несли охрану царских резиденций. Художник Мстислав Добужинский гостил на 1‑й Роте, когда был ребенком, его тетя была замужем за командиром полка, и он видел всю эту торжественность и блеск. А вот 7‑я Рота, где он обосновался потом, оставила у него совсем другие ощущения: шумная, извозчичья, трактирная…

Скульптура на стене_С.jpg
Скульптуре «Жница, утирающая пот со лба», расположенной на самом верху башни «Дома помещика», до сих пор еще не вернули серп и сень, укрывавшую ее от непогоды./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

И если, по его словам, на Измайловском проспекте «уже веяло настоящим Санкт-Петербургом», то Роты в районе нынешнего Московского, в ту пору Забалканского, проспекта он называл «жутким Питером»… И сегодня ситуация достаточно похожая.

Еще одним местом притяжения раньше был Варшавский вокзал, замыкающий перспективу Измайловского проспекта…

— Удивительно, что даже в конце XIX века, когда вокзал уже существовал и поезда с него уходили и на Варшаву, и на Берлин, здесь все равно не было такого имперского лоска, как на Невском проспекте. По утрам в открытые окна домов слышались трели пастухов, уводящих коров на пастбища. Сегодня на месте этих пастбищ — кварталы у станции метро «Фрунзенская»…

В окрестностях вокзала было, конечно, большое число гостиниц и питейных заведений. В здании на месте нашей библиотеки, например, находился ресторан «Франкфурт-на-Майне».

Нынче от захолустья и следа нет. В перспективе улиц, выходящих к Обводному каналу, видны выросшие прямо за ним многоэтажные новостройки.

— Да, за последние лет десять здесь все очень сильно изменилось. В свое время много споров было вокруг гостиницы «Советской» на Лермонтовском проспекте, которая изменила облик бывших Рот. Но ее появление еще можно оправдать: она была своего рода вертикалью, которая как бы притягивает всю окружающую застройку. А массив высотных зданий — это совсем другое. Увы, нынешние строители города мало беспокоятся о «небесной линии Петербурга».


#история #улицы #город

Комментарии