В фонды РНБ переданы ценные издания, обращенные в собственность государства

Это полтора десятка книжных раритетов.

В фонды РНБ переданы ценные издания, обращенные в собственность государства | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

История весьма проста: в ходе проведения совместных оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками Псковской таможни, УФСБ России по Псковской области и Выборгской таможни Ленинградской области было предотвращено незаконное перемещение крупной партии культурных ценностей. Причем примечательно, что книги были изъяты не при вывозе с территории России, как это обычно случается, а при ввозе. Тринадцать — с территории Финляндии, три — из стран Балтии.

Особый интерес представляют редкие малотиражные печатные издания — книги «с историей». Это первый сборник рассказов Михаила Булгакова «Дьяволиада», изданный в 1926 году, с дарственной надписью автора, посвященной его сестре Елене Афанасьевне.

— Уникальный автограф, да и само по себе издание очень редкое. Но реставраторам еще предстоит с ним поработать. Бумага ветхая, переплет утрачен, — пояснил замдиректора РНБ по библиотечной работе Станислав Голубцов.

Также среди поступлений в РНБ — одно из ранних изданий поэмы Александра Блока «Двенадцать» с рисунками Юрия Анненкова, увидевшее свет в 1918 году. Первое издание имажинистов — поэтический сборник «Явь» (1919 г.) с произведениями Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Василия Каменского, Галины Владычиной и иллюстрациями одного из родоначальников русского авангарда Аристарха Лентулова.

Конфискат2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Среди редкостей — художественное издание — сборник экслибрисов «Книжные знаки русских художников» (1922 г.), альбом «Пляска смерти» Ганса Гольбейна-младшего с графикой и вступительной статьей Александра Могилевского (1923 г.). Любопытным также является издание 1922 года «Старый Воронеж», в составлении которого участвовали воронежские художники, некоторые иллюстрации раскрашены вручную.

— Часть этих книг восполнит лакуны в наших фондах, поскольку не все издания, напечатанные в 1920‑х годах, попадали в Публичную библиотеку, — пояснил Голубцов. — Какие‑то книги уникальны сами по себе в плане их бытования, о чем говорят владельческие пометы и автографы. И самое главное — все эти раритеты после реставрации в конечном итоге будут доступны самому широкому кругу читателей.


#РНБ #фонд #раритеты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7564) от 13.12.2023 под заголовком «Раритеты для Публички».


Комментарии