Российская национальная библиотека отмечает 210 лет со дня открытия для читателей
С тех пор принцип «на пользу общую», сформулированный императором Александром I, остается актуальным и неизменным. За прошлый год библиотеку посетили более 800 тысяч читателей и свыше 10 миллионов удаленных пользователей, было выдано свыше пяти миллионов изданий, включая электронные.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Императорская публичная библиотека открылась для читателей 14 января 1814 года, однако, как известно, основана она была двумя десятками лет раньше. Ее планировалось сделать доступной для публики еще в 1812 году, но помешало нашествие Наполеона. Зато спустя два года, когда библиотека наконец‑то распахнула свои двери, это событие прозвучало как символ победы России над иноземными захватчиками. Кстати, среди первых читателей были молодые офицеры, вернувшиеся из заграничного похода русской армии…
По словам создателей выставки в Новом здании РНБ на Московском проспекте, как только Императорская публичная библиотека открылась, в нее каждый год записывались почти по пятьсот человек. Формального ограничения не было. В списке читателей первой стоит фамилия поэта Антона Дельвига, служившего тогда в Горном департаменте. Второй и третий — будущие декабристы: поэт Вильгельм Кюхельбекер и чиновник Иностранной коллегии офицер Николай Бестужев. Появление первых дам-читательниц было отмечено в документах библиотеки в 1817 году.
В экспозиции представлены уставы и правила разных лет, определявшие порядок доступа читателей. Любопытно, что поначалу, хотя библиотека и была объявлена публичной, работала она не каждый день. Во вторник с одиннадцати часов утра до двух часов пополудни в Публичку пускали «всех любопытствующих оную видеть». Среда, четверг и пятница назначались «для желающих заняться чтением и выписками, почему они и могут приходить в библиотеку и заниматься по произволу летом с 10 часов утра до 9 часов вечера, а зимою до захождения солнца».
— Затем правила модернизировались в пользу еще большей доступности, — говорит одна из создателей выставки Мария Туманова, ведущий специалист по библиотечно-выставочной работе. — При Модесте Корфе, занявшем пост директора в 1849 году, публику стали приглашать на экскурсии по библиотеке, появились печатные каталоги и путеводители по ней, чего прежде не было.
Более того, во времена Корфа библиотека стала интересоваться у самих читателей, какие книги им были бы интересны. Кроме обязательного экземпляра фонды начали наполняться дарами читателей, причем администрация Публички добилась, чтобы почтовые отправления в ее адрес от дарителей были бесплатными. Одна из «Книг приношений», которые одно время издавались ежегодно, тоже представлена на выставке…
Нынче библиотека также благодарна за дары, но основным источником комплектования, конечно же, остается система обязательного экземпляра. Сегодня в РНБ около 40 миллионов единиц хранения, в том числе и на электронных носителях.
Что касается нынешнего года, то он в жизни библиотеки, как отмечает врио гендиректора РНБ Денис Цыпкин, будет ознаменован открытиями и большими выставочными проектами. К Году семьи приурочена выставка о литературных семьях России, 225‑летию со дня рождения Пушкина предполагается посвятить целую серию событий, рассказывающих об отношениях между поэтом и Императорской публичной библиотекой. В этой теме, как пояснил Цыпкин, много нового и интересного.
Разумеется, в нынешнем январе сразу несколько выставочных проектов посвящено 80‑летию полного освобождения Ленинграда от блокады.
— Сотрудники Публичной библиотеки, переносившие со всеми ленинградцами тяготы блокады, ни на один день не прекращали обслуживание читателей. И самое главное — их работа была тоже нацелена на нужды обороны города, — рассказывает ведущий научный сотрудник РНБ Галина Михеева.
Поскольку РНБ, кроме всего прочего, важнейший центр национальной памяти, нынешний год связан и с фундаментальными научными проектами. Лаборатория кодикологических исследований и научно-технической экспертизы документов приступает к оцифровке хранящегося в РНБ подлинного культурного сокровища — средневекового книжного собрания Кирилло-Белозерского монастыря. К 2027 году в цифровом виде будут доступны более тысячи рукописных фолиантов.
— Фактически речь идет о полной цифровой реконструкции монастырской библиотеки, — говорит Цыпкин. — В том виде, в котором она служила одной из важнейших книжных коллекций русского Средневековья. Подобного «реконструктивного» проекта в нашей стране еще не было.
Также в рамках национального проекта «Культура» РНБ занимается оцифровкой книжных памятников и размещением их на портале Национальной электронной библиотеки. Ежегодно РНБ переводит в электронный формат четыре тысячи редких изданий, которым присвоен статус книжного памятника.
И, наконец, в нынешнем году РНБ приложит немало сил к развитию начатого в прошлом году проекта «Вся Россия» — интернет-портала с разносторонней справочной и исторической информацией обо всех российских регионах. Занимается этим действующий в рамках библиотеки федеральный центр регионалистики «Вся Россия».
Как отмечает замдиректора РНБ Станислав Голубцов, проект является закономерным развитием собрания «Россика», начатого в Императорской публичной библиотеке в середине XIX века. Это коллекция книг о России на иностранных языках. Модест Корф отмечал, что библиотека призвана стать не только «одним из памятников народной славы», но и «полным литературно-научным монументом Российской империи».
КСТАТИ
Мы уже сообщали о том, что в РНБ открылась выставка «Пламенный истолкователь и поборник русского искусства», посвященная 200‑летию со дня рождения музыкального и художественного критика, историка искусства Владимира Стасова, жизнь которого на протяжении полувека была связана с Императорской публичной библиотекой.
Названием выставки стали слова, начертанные на памятной табличке, украшавшей когда‑то дачу в деревне Старожиловка близ Парголова, на которой Стасов жил 28 лет подряд. В конце XIX — начале ХХ века это был известный всему Петербургу культурный очаг, где собирались именитые художники, писатели и музыканты…
Автором таблички, установленной спустя два года после смерти Стасова, в 1908 году, стал архитектор Иван Ропет, а текст написал историк литературы и библиограф Семен Венгеров. Дача пострадала от пожара в 1947 году, была окончательно разобрана в 1970‑х годах, а табличка неведомым образом оказалась в коллекции отдела эстампов и фотографий РНБ и ныне впервые представлена широкой публике.
Также в числе экспонатов выставки — едва ли не самый амбициозный издательский проект конца XIX века, к которому Стасов имел самое непосредственное отношение. Это библиофильский шедевр, одна из самых дорогих книг в истории русского книгопечатания — «История и памятники византийской эмали. Из собрания А. В. Звенигородского». Ее называют венцом русского стиля в книгоиздании, в историю она вошла как «русское чудо» и «книга в княжеском уборе».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7581) от 15.01.2024 под заголовком «Год открытий и проектов».
Комментарии