Роскошь подлинности. Китайский дворец в Ораниенбауме открылся после реставрации

В Ораниенбауме завершилась реставрация единственного памятника стиля рококо в России — Китайского дворца. Вчера впервые для посетителей открылись все его залы.

 Роскошь подлинности. Китайский дворец в Ораниенбауме открылся после реставрации  | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Китайский дворец — жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Собственная дача» императрицы Екатерины II в Ораниенбауме. Лишенный парадности и монументальности внешне, внутри дворец поражает разнообразием и изысканностью оформления.

Китайский3.jpg
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ


Свое название он получил благодаря отделке интерьеров в китайском стиле (шинуазри), что было очень модным в XVIII веке. Архитектор Антонио Ринальди, для которого это была одна из первых построек в России, создал анфиладу парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая гостиные, Большой и Малый Китайские кабинеты… В каждом помещении гармоничное сочетание живописи, позолоты, лепки, наборных паркетов, мебели. Ни в одном декор не повторяется, нет одинаковых обрамлений дверных проемов, панелей, створок. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий.

У Китайского дворца есть неоспоримое преимущество — роскошь подлинности. Он не пострадал во время Великой Отечественной войны, реставрировался в послевоенные годы, но время и условия бытования его не пощадили. На состоянии дворца сказывалась с первых лет постройки влажность, в послевоенное время многие годы он не отапливался.

Реставрация и консервация памятника начались в 2004 году с создания методики автоматического контроля и мониторинга температурно-влажностного режима. С 2007-го по 2009 год при финансовой поддержке «Газпрома» выполнялись работы по восстановлению фасадов здания и гидроизоляции. Теперь у памятника есть техническое подполье, гидроизоляция и система отопления. Температура в интерьерах не падает ниже 15 градусов, и влажность не превышает 50 %. Хранитель в своем кабинете с компьютера устанавливает нужный режим температуры. Отопление интерьеров включается с октября по начало мая.

Отреставрированные интерьеры открывались постепенно. Работы в каждом продолжалась не один год, в них принимали участие позолотчики, художники, паркетчики, реставраторы произведений из дерева, музейные реставраторы… Их задачей было сберечь и законсервировать то, что сохранилось до наших дней с XVIII и XIX столетий.

Представление публике каждого интерьера становилось событием. С 2011-го по 2022 год посетители увидели Стеклярусный кабинет, Зал муз, Голубую гостиную, Большой зал, Розовую гостиную, Гардеробную, Переднюю, Штофную опочивальню, Будуар, Кабинет великого князя Павла Петровича, Штукатурный покой, Малый и Большой Китайские кабинеты.

Завершился грандиозный проект открытием последних четырех интерьеров — Китайской опочивальни, Туалетной, Портретной и Кабинета Екатерины II.

В опочивальне императрицы много красивой резьбы, его украшают зеркала XVIII века. Интерьер в стиле chinoiserie отличается экзотичностью и изысканностью оформления, а обилие зеркал многократно усиливает эффект декоративности, свойственный эпохе рококо. В виде яркой орнаментальной арабески на восточную тему исполнен плафон «Китайское жертвоприношение» кисти Якопо Гуарана с изображением экзотичных животных, зонтиков и опахал. Особенность интерьера, сохранившегося с XVIII века, — белый атлас, изготовленный в России и расписанный в подражание китайскому искусству русскими мастерами. Сложностью рисунка и изысканностью цветовой гаммы отличается наборный паркет опочивальни, выполненный Якобом Лангом в 1770‑х годах «на место каменного … из заморского дерева».

Теме науки географии посвящено убранство Туалетной. В центре потолка размещен плафон-тондо «География» кисти Гаспаро Дициани с аллегорическим изображением молодой женщины, опирающейся на глобус. Теме вторит и наборный паркет с изображением розы ветров с восемью лучами в центре и концентрических окружностей — символов континентов. Главное украшение интерьера — одиннадцать пастельных портретов придворных дам, исполненных в 1756 году по заказу Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) французским художником Жаном де Сампсуа. Они символизируют времена года, стихии и страны света.

На стене в Портретной лица юных девушек кисти Пьетро Ротари. Во время революционных событий шесть из двадцати двух портретов были похищены, однако позднее заменены на похожие, выполненные тем же художником. Отдельные полотна разной конфигурации, изображающие не только молодых девушек, но и юношей, объединены между собой лепным декором в виде переплетенных растительных побегов и цветочных гирлянд.

Самое сильное впечатление производит кабинет Екатерины, где было положено начало ее знаменитой библиотеке. Он богато оформлен живописью. Центральные фигурные композиции, первоначально выполненные, по всей вероятности, Стефано Торелли, иллюстрируют сюжеты из античных мифов: «Меркурий», «Селена и Эндимион» и «Венера и Адонис». Плафон Гаспаро Дициани «История» дополняет живописное убранство кабинета и напоминает о его назначении. Над созданием декоративных орнаментальных росписей на стенах и падугах потолка работал Серафино Бароцци. Растительные побеги, пальмовые листья, ленты, цветы, рокайли, переходящие в листья аканта, и птицы написаны по серебру, что создает необычный декоративный эффект, преображая комнату в сказочное пространство.

Китайский дворец принимает посетителей только летом, в дни, когда нет дождя.


#Китайский дворец #Ораниенбаум #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7686) от 19.06.2024 под заголовком «Роскошь подлинности».


Комментарии