Романс о диссонансах. Ещё раз о признанных градостроительных ошибках

На днях опубликован проект новой редакции городского закона о границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия, также известный как 820‑й закон — по номеру, присвоенному при его принятии в 2008 году. В нем по‑прежнему существует раздел «Диссонирующие объекты». Их стало меньше — 71 вместо прежних 75, но главный диссонанс «гордо» украшает список.

Романс о диссонансах. Ещё раз о признанных градостроительных ошибках | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Напомним: «Санкт-Петербургские ведомости» постоянно освещают ход работы над изменениями в многостраничном законе, который является основным при решении острого вопроса — что можно, а что нельзя сносить и строить в историческом центре Северной столицы. В частности, наша газета рассказывала о продолжавшейся два года дискуссии, надо ли сохранять все дома старше 1917 года или переходить к адресному перечню запрета на снос и застройку на освободившемся месте. Новая редакция закона фактически ставит этот спор на паузу, до полного обследования всех зданий, которые не являются объектами культурного наследия. Таковых в Петербурге 14 тысяч, обследована примерно половина. Так что эта работа на годы, а пока «правило 1917 года» продолжает действовать.

Теперь про диссонансы. Один из них — здание торгового комплекса «Невский центр» на Нев­ском проспекте, 114, построенное в 2010 году. Вскоре вместе с соседним домом № 116 оно попало в список объектов, нарушающих облик исторического Петербурга. Именно классицистический дом № 114, грубо надстроенный с помощью стекла и бетона с трех до шести этажей, вызвал больше всего протестов. О чем наша газета ­своевременно сообщала.

Приведу цитату об этом доме из книги «Невский. Дом за домом» известного историка петербургской архитектуры Бориса Кирикова и группы авторов: «Разборка строений на участке была разрешена при условии сохранения фасада старинного здания, но и эту часть памятника пушкинской эпохи уберечь не удалось. Исторический фасад воссоздан с повышением первого этажа. Над ним в глубине выросли стеклянные объемы, которые внесли диссонанс в облик этой части Невского проспекта».

Статус «диссонирующего объекта» означает, что срок его жизни определяется физическим износом. При последующих реконструкциях такое здание должно быть изменено, чтобы не нарушало исторических панорам.

Любопытно ознакомиться с новой версией списка диссонирующих объектов. Напомню, что это пока только проект, в документ еще могут вноситься изменения. Арифметика на сегодня такова: исключены шесть зданий, включены — два. Нет больше в списке диссонансов следующих зданий: — дом № 21 по улице Егорова, дом № 8 по 10‑й Советской улице, дом № 19 по Виленскому переулку, дом № 39 по Таврической улице, дом № 3 по Дегтярному переулку, дом № 153 по Ленинскому проспекту. Включены в список диссонансов дом № 12 – 14 по 7‑й Красноармейской улице и дом № 20 по Новгородской улице.

Примечательно, что диссонансом предложено считать комплекс «Невская ратуша» на Новгородской улице и не числить таковым 140‑метровую башню на Ленинском проспекте. Оба решения неоднозначны. «Невская ратуша» так велика, что уже сама формирует окружение. С чем она теперь диссонирует, не очень понятно. Что касается башни, то она расположена далеко от исторического центра Петербурга. Хотя здание и сильно выделяется из окружающей застройки, но обозначает важный градостроительный узел, расположенный на площади Конституции.

Вероятно, по ошибке попала в список скромная конструктивист­ская пятиэтажка на 7‑й Красноармейской улице. Ее как раз стоило бы охранять. А вот расположенная рядом кирпичная семиэтажка — дом № 21 по улице Егорова, построенный в начале 2000‑х годов, «достойна» оставления в списке.

Симптоматично сохранение в списке диссонансов дома № 47 по улице Профессора Попова. По этому адресу числился снесенный комплекс Дворца молодежи. Но где гарантия, что новое жилье, строящееся на этом месте, не станет новым диссонансом в застройке Петроградской стороны?

Читайте также:

Привокзальная история. Ещё одному памятнику деревянной архитектуры предстоит реконструкция

Финэк уходит под землю. Во внутреннем дворе «Здания Ассигнационного банка» постоят конгресс-центр


#архитектура #исторический центр #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7832) от 23.01.2025 под заголовком «Романс о диссонансах».


Комментарии