Родные статуи вернутся

«Сегодня исторический день, после 25-летней работы всей парадной анфиладе дворца возвращен исторический облик». Эти пафосные слова Натальи Метелицы, директора Музея театрального и музыкального искусства, прозвучали вполне уместно – ведь речь о знаменитом здании-памятнике, одном из символов Петербурга.

Родные статуи вернутся | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Последними отреставрированы Белая гостиная и Старая зала дворца. Их интерьеры были созданы в середине XIX века архитектором Иеронимом Корсини с сохранением отдельных элементов прежней отделки Ивана Старова. В XVIII веке Белая гостиная была главным залом Шереметевского, к нему из сада вела лестница, по которой подавались обеды к графскому столу.

В 1990 году, когда музей получил дворец для размещения коллекции музыкальных инструментов, от этих интерьеров почти ничего не осталось: прежде там квартировал Институт Арктики и Антарктики. Белая гостиная была разделена на три кабинета и узкий коридор, ведущий к двери, пробитой в исторической стене.

В 2015 году было принято, как говорит Метелица, волевое решение городских властей выделить 164,4 млн рублей и отреставрировать эти два помещения. «Без напора и энергии Натальи Ивановны ничего бы не произошло», – уточняет Сергей Макаров, председатель КГИОП.

Реставрация проведена на середину XIX века, когда Шереметевы жили во дворце постоянно. Реставрацию проводила компания «БалтСтрой». В Белой гостиной воссозданы лепка, позолота, карнизы, дубовые полы. 165 кв. метров шелкосодержащего штофа «брокатель» на основе сохранившихся образцов были закуплены на лионской мануфактуре Prelle. В архиве мануфактуры сохранились документы об изготовлении штофа для Шереметевского дворца.

Подлинная люстра на 72 светоточки, украшавшая гостиную, пока не найдена. Сейчас используется другая, на 56 лампочек, но она подлинная – из самого дворца.

Интерьеры комплекса Старой залы, частью которой является кабинет Дмитрия Шереметева, более скромные. Там основная работа касалась реставрации камина, украшенного знаменитой голландской изразцовой плиткой XVIII века. Восемь рядов плитки сохранилось, остальные воссозданы по этому образцу.

Отвечая на вопрос нашей газеты о том, что было самым сложным при реставрации двух залов, руководитель работ Александр Загуменнов назвал укрепление деревянной стены в Белой гостиной. Она держалась, что называется, на честном слове.

Естественный вопрос, что будет в этих залах в дальнейшем.

В Белой гостиной в перспективе откроется экспозиция «Император музицирующий» – музыкальные инструменты из семьи Романовых. На 19 февраля 2016 года намечено открытие выставки «Береженая вещь». На пять лет в Шереметевский дворец вернутся «родные» скульптуры, картины, мебель, прикладное искусство из музея «Останкино», в котором идет капитальная реставрация. Они были вывезены из Ленинграда в Москву в 1929 году, когда был закрыт Музей быта, размещавшийся в Шереметевском дворце.

В Старой зале планируется показ материалов, связанных с деятельностью Общества любителей древней письменности. Его попечителем был Сергей Шереметев, последний владелец дворца.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5636) от 04.02.2016.


Комментарии