Итальянский архитектор Энрико Панини – об архитектуре Советской России

Итальянский архитектор и реставратор Энрико Гуаитоли Панини был одним из гостей международной выставки BATIMAT RUSSIA-2018, прошедшей в Петербурге.

Итальянский архитектор Энрико Панини – об архитектуре Советской России | Иллюстрация Sergey Nivens/shutterstock

Иллюстрация Sergey Nivens/shutterstock

Мэтр говорил о проблемах сохранения наследия архитектурного стиля модернизм. Лучшие здания, построенные в рамках этого направления в двадцатые — тридцатые годы ХХ века, нуждаются в охране. Проблему усугубляет то, что в то время вынужденно (экономический кризис капитализма у них и послевоенная разруха у нас) использовались не самые лучшие материалы. Кроме того, ряд зданий подвергся переделке.

Но есть и положительный момент. В двадцатые — тридцатые годы наша страна, как ни удивительно, была, по признанию синьора Панини, одним из мест, где активно развивалась архитектурная мысль. Другими странами-лидерами были Германия, Франция, Голландия и Италия. Шедевры прошлого могут стать магнитом для туристов.

Модернизм проявил себя и в дизайне. Его знаменем стала знаменитая «франкфуртская кухня». Эта мебельная стенка с мойкой состоит из модулей. Ее слегка обновленные, но сохранившие все основные черты варианты до сих пор успешно продаются в мебельных гипермаркетах.

Когда лектор показал слайд, где был этот банальнейший гарнитур, привычный даже по советским интерпретациям семидесятых годов, стало скучно, пока Панини не обратил внимание, что эта мебель была сделана в 1926 году. Это мать всех современных кухонь! Впрочем, неудивительно, что она дошла до нашей страны с опозданием на десятилетия: во-первых, советские власти вообще мечтали о тотальном общественном питании; во-вторых, коммунальным квартирам была нужна другая мебель.

«Урбанистика всегда предшествует архитектуре!» — заявил лектор. Архитекторы тогда предлагали людям «лучшую жизнь». В молодой Советской России все это сошлось, несмотря на бегство недавних хозяев и потерю ими капитала. Вдобавок новая столица Москва визуально не хотела походить ни на себя прежнюю, церковно-купеческую, ни на старый имперский Петербург. Вот и стали там появляться прорывы в образцовый коммунистический город будущего. Техническая воспроизводимость, «антимонументальность», практичность и социальная функция — вот что диктовало время.

В лекции Энрико Панини привел примеры московского модернизма. И даже провел виртуальную экскурсию по нашей столице. Итак, ценитель зодчества ХХ века должен непременно увидеть дом архитектора Константина Мельникова (Кривоарбатский пер.). Это индивидуальный жилой дом и одновременно студия зодчего, где автор жил с семьей и тут же работал. Был построен в 1927 — 1929 годах.

По мнению мэтра, обязательно стоит увидеть здание для сотрудников Наркомата финансов (построено в 1930-м, архитектор Моисей Гинзбург). Огромный дом, который напоминает и панельные дома-корабли, и ленинградскую «слезу социализма» (дом-коммуну на улице Рубинштейна). «Я тоже видел сейчас дом Наркомата, но, к сожалению, он в катастрофическом состоянии. При этом Минфин (преемник Наркомфина) до сих пор владеет этим зданием, вроде бы при таком хозяине деньги на достойное содержание должны быть. Впрочем, уже есть проект реставрации», — резюмировал зодчий

#архитектура #выставка #модернизм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6266) от 11.09.2018 под заголовком «Реставратор модернизма».


Комментарии