Репортажи «СПб ведомостей» о реставраторах Русского музея признаны лучшими публикациями в городских печатных СМИ

Сегодня в Доме журналиста на Невском, 70, состоялось вручение премий правительства Санкт-Петербурга в области журналистики за 2025 год. Лучшей публикацией в городских печатных СМИ признан цикл репортажей газеты «Санкт-Петербургские ведомости» о работе реставраторов Русского музея.

Репортажи «СПб ведомостей» о реставраторах Русского музея признаны лучшими публикациями в городских печатных СМИ | ФОТО Бориса ГРУМБКОВА

ФОТО Бориса ГРУМБКОВА

Идея познакомить читателей со знаменитой реставрационной школой Русского музея появилась в начале нынешнего года, юбилейного для музея. Тогда руководители Министерства культуры России, Русского музея и «Газпрома» подписали соглашение о развитии национальной школы реставрации и создании на базе Русского музея межмузейного реставрационного научно-исследовательского центра.

Наш замысел поддержали Алла Юрьевна Манилова, генеральный директор Русского музея, и Евгений Сергеевич Солдатенков, руководитель Службы реставрации музейных ценностей Русского музея. Обозреватель газеты Дмит­рий Прохоров и фотограф Мария Шерих, авторы цикла репортажей, неизменно встречали заинтересованность и благожелательность всех сотрудников службы, от заведующих отделами до лаборантов. Журналистам удалось поговорить с реставраторами икон и металла, графики и фарфора, тканей и золоченой резьбы — о предметах, их происхождении и бытовании, о тонкостях и секретах спасения чудесных произведений отечественного искусства, которыми так богат Русский музей.

В нашей газете были опубликованы следующие материалы:

У истоков русского искусства,

Времён связующая шёлковая нить,

Сохраняя хрупкость для вечности,

Сохраняя патину – металла, времени, истории,

Маги музейной графики,

Гармония масла и темперы,

Рифмуясь с Брюлловым и России,

Они сошлись: воск и камень.

Сотрудников газеты поразило, в частности, что для полной реставрации иконы начала XV века «Чудо Георгия о змие» потребовалось в общей сложности полвека. Что можно с помощью воды реставрировать рисунки, выполненные на тончайшей бумаге. Что на тонких пластинах из натурального перламутра рисовали масляными красками — и мас­терам сегодня удается сохранить их подлинную технику.


В конечном итоге во время всех визитов в мастерские речь шла о глубинных смыслах профессии реставратора, которая требует от высокопрофессиональных, академически образованных художников, ее выбравших, ежедневно оставлять за стенами мастерской все заботы современного человека и погружаться в мир искусства мастеров прошлого. Постигать образ мысли авторов, определять, как работать с их любимыми техниками и материалами. Месяцами трудиться, не отрывая взгляда от микроскопа; тонкими инструментами, миллиметр за миллиметром снимать вековые наслоения с полотен; соединять разрозненные фрагменты старинной фарфоровой чашки с авторской росписью; сшивать тончайший узор изящного кружева.

Редакция благодарит Аллу Юрьевну Манилову, Евгения Сергеевича Солдатенкова, всех реставраторов Русского музея за то, что позволили нам прикоснуться к настоящему чуду. Спасибо и правительству Санкт-Петербурга за высокую оценку нашего цикла репортажей. Он, кстати, еще не завершен: продолжение следует!

#спб ведомости #русский музей #цикл репортажей

Комментарии