2Vtzqv4Hz9U

Реновация с уточнениями. В чем суть новых изменений в программе?

Ну, страсти поутихли? Новый закон о реновации «хрущевок» (он же — об их сносе) перестал травмировать иные умы и сердца? Стало быть, теперь можно спокойно изучить принятые Законодательным собранием документы. Строго говоря, нет никакого нового закона. Все по‑старому. Лишь внесены несколько изменений в три городских закона — о жилищной политике, о градостроительной политике в Петербурге, о капремонте — и в Социальный кодекс. Причем изменения эти имеют характер уточнений. А именно…

Реновация с уточнениями. В чем суть новых изменений в программе? | Фото Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Фото Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

В законе «О жилищной политике» появились две дополнительные статьи. Одна (ст. 17_3) в очередной раз объясняет, какие именно дома и территории могут стать предметом реновации и каким образом должны быть защищены жилищные права жителей реконструируемых кварталов. Самостоятельных формулировок в Петербурге не изобрели, просто взяли и в одной статье прописали две ссылки. Первая: на Градостроительный кодекс РФ — все про территории, идущие под реновацию. Вторая (17_4): на Жилищный кодекс РФ — про жилищные права.

Что именно может стать объектом реновации, известно давным-давно: дома аварийные или не имеющие полноценных коммунальных удобств; кварталы типовой застройки 1950 – 1970-х годов. Реновации могут быть также подвергнуты здания, капитальный ремонт которых стоит дороже нормативных расходов. Иными словами, дешевле расселить и снести, нежели ремонтировать (подробности — в пункте 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса РФ).

Что касается жилищных прав переселенцев, то они попали в городской закон из статей 32 и 32.1 Жилищного кодекса РФ. И, знаете ли, те бы слова — да богу в уши. Ведь там сказано, что собственники-переселенцы получают за свое жилье в сносимом или реконструируемом доме денежное возмещение, при определении которого берется в расчет «рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением».

Очевидно, не стоит переводить этот кусок статьи 32 ЖК РФ с юридического на общегражданский. Очень уж красиво звучит! А если кому‑то трудно понять с первого раза, перечитайте еще и еще раз.

Отдельным пунктом в городской закон «О жилищной политике» внесено уточнение, касающееся очередников, живущих в коммунальных квартирах. При реновации они получают жилье по норме площади: 18 квадратных метров на человека. Ну или больше — с доплатой.

Вообще доплата — одно из основных слов как в федеральном, так и в городском законодательстве. Вот и в поправках идет речь о ней. Переселенец, не желающий получать денежное возмещение, может получить другое жилье, стоимость которого равна сумме возмещения. А за доплату можно получить большее по площади и по количеству комнат. Но это предмет переговоров с застройщиком или той организацией, которая взялась за реновацию конкретной территории. Тем самым городской закон практически повторил статью 32.1 ЖК.

Такова первая поправка, которая почему‑то взбаламутила многих, почему‑то заставила кричать «караул» и «все пропало».

Вторая — в городской закон «О градостроительной деятельности». Вернее, множество уточнений: 27 абзацев, в основном касающихся принципов определения границ территорий, готовящихся под реновацию. Хотя, похоже, список уточнений был принят лишь ради последнего пункта. В нем говорится, что общие собрания собственников расселяемых, не аварийных домов должны пройти в течение 90 дней с момента официального извещения о начале реновации конкретного квартала. В поправке не говорится, как именно решения собственников могут повлиять на ход процесса. Просто — 90 дней и точка.

Третья поправка касается Социального кодекса Петербурга. Отныне в его статье 114_11 есть обязательство бюджета выплатить переселенцам некую сумму в качестве социальной поддержки при решении квартирного вопроса. (Какую именно, решает городское правительство.) Однако на такую выплату получают право только те, кто не претендует на новое жилье, а рассчитывает лишь на денежное возмещение.

Ну и четвертая поправка — мелочь: если дом платил взносы на капремонт не в Фонд капремонта, а на свой спецсчет, то при включении такого дома в программу реновации все связанные с этим документы необходимо передать фонду.

Что касается основного «реновационного» закона города, то в него ныне никакие поправки не вносили и, похоже, никто пока ничего подобного делать не собирается. Речь о законе «Об адресной программе «Развитие застроенных территорий в Петербурге». Ныне действует его редакция 2020 года. Более поздних изменений нет. По-прежнему работает статья 4, которая предполагает, что в иные районы граждане могут быть переселены лишь с их письменного согласия.

Отдельная глава закона посвящена переселению нанимателей жилья. Скорее всего, эта глава уже мало кого интересует. Но — на всякий случай: наниматели могут получить жилье большей площади, нежели то, которое они вынуждены оставить. Но лишь на 9 квадратных метров на всю семью. Это предельное увеличение.

Комментируя новшества в законах, представители строительной отрасли почему‑то выражают уверенность, что уж теперь‑то реновация пойдет как по маслу. За счет чего? Не уточняют. По сути, ничего не изменилось. Программа в течение 14 лет движется ни шатко ни валко. Похвастать большими успехами, увы, город не может.

В конце прошлого года подтверждено начало реновации на двух участках в Колпинском районе (так называемый Квартал 10 и зона вблизи предприятия «Красный кирпичник») и одного — в Невском (вдоль речки Славянки). Иные проекты еще только в перспективе. Часть территорий, изначально подготовленных к реновации, вообще практически выбыла из программы. К примеру, так называемая Щемиловка (хотя исторически отнюдь не она) в Невском районе: улицы Ново-Александровская, Шелгунова, Бабушкина, Обуховской Обороны. Аналогичная ситуация в квартале Полюстрово. Не видно перспектив у так называемой территории 18 ВВЖД во Фрунзенском районе: Софийская улица, Белы Куна, Турку. Нет среди строителей охотников браться за эти зоны: слишком много переселенцев, слишком мало места для нового строительства.

В прошлом году компания «СПб Реновация», выполняющая обязанности оператора программы, провела опрос 678 семей, живущих в хрущевских кварталах, которые значились в первоначальных планах: в Калининском районе (квартал Гражданский, 1 – 1А),  Кировском (Ульянка, 6) и в той же Щемиловке. В Калининском: 84 % — за переезд, 11 % относятся к нему нейтрально, 5 % — против. В Ульянке: 73 % — за, 11 % — не знают, 16 % — против. В Щемиловке: за 76 %, нейтрально — 14 %, против 7 %.

Общее направление ясно: подавляющее большинство живут с надеждой когда‑нибудь пере­ехать. Хочется, чтобы они знали: все главные правила реновации — сроки и место расселения, условия, метраж, доплата — определяются не законами, а договорами между собственниками, городом и застройщиками-инвесторами. Что, собственно, и прописано в законе.



#реновация #закон #ЗакС

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (7232) от 15.08.2022 под заголовком «Реновация с уточнениями».


Комментарии