Реформа на пороге: с 1 февраля в Ленобласти начнутся большие транспортные перемены

Она затронет 90 смежных маршрутов, действующих на территории агломерации, и автобусные линии, связывающие районы региона. Планируется закупить 450 новых машин разного класса. Партию автобусов для областных маршрутов с регулируемым тарифом два автозавода уже готовят. А перевозчиков выявят предстоящие конкурсные процедуры.

Реформа на пороге: с 1 февраля в Ленобласти начнутся большие транспортные перемены | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Инициаторы проекта из 47‑го региона к опыту петербуржцев присматривались. Но перенимать его не спешили: пассажирские перевозки субъекты осуществляют в разных условиях. В Ленобласти много протяженных автобусных маршрутов, которыми пользуются относительно мало людей. А в густонаселенном поясе мегаполиса насчитывается 126 линий с большим пассажиропотоком. Это предопределило модель реформирования транспортной системы региона и два пути обновления подвижного состава.

Областное правительство компенсирует одним перевозчикам 30 % от стоимости закупаемых ими машин для маршрутов с нерегулируемым тарифом и помогает приобрести 70 новых автобусов для маршрутов с тарифом регулируемым. Около 400 млн рублей направили на эти цели сами транспортники, сумму вдвое большую, полученную за счет казначейского кредита, выделяет региональная власть.

Новые автобусы начнут выходить на линии Гатчинского, Тосненского и Приозерского направлений уже с февраля. А к 1 января 2025‑го, когда область полностью перейдет на новую модель транспортного обслуживания, вступит в строй вся приобретенная техника.

Победителям конкурсных процедур власть даст полгода, чтобы они дооснастили купленные машины необходимым оборудованием. Как рассказал глава комитета по транспорту ЛО Михаил Присяжнюк, в автобусах появятся датчики, отслеживающие температуру воздуха в салоне, а также система видеоконтроля, благодаря которой организатор перевозок будет получать данные о работе каждого борта на линии в режиме онлайн, чтобы вовремя реагировать на нештатные ситуации. Маршрутная сеть в области почти не изменится, однако по просьбам жителей новые автобусные линии все же будут появляться. Одна из них, например, протянется в активно застраивающийся поселок Новосаратовка.

В отличие от Петербурга, где вся выручка от продажи билетов уходит в городской бюджет, а транспортникам заказчик платит за фактически выполненные рейсы (так называемые брутто-контракты), Ленинградская область будет заключать с перевозчиками нетто-контракты. То есть платить им за пробег независимо от объема перевозок, при этом вся плата пассажиров останется у предприятия. Регион также компенсирует транспортным компаниям недополученные доходы от перевозки льготников (льготные тарифы в ходе реформы будут сохранены, что увеличит затраты регионального бюджета на 700 млн рублей). Эти источники дохода сложатся в сумму, которая и сформирует максимальную цену контракта.

А обеспечить прозрачность движения автобусов и наладить обратную связь с пассажирами помогут цифровые сервисы, использовать которые начнут в регионе в этом году. «Цифровой двойник» маршрутной сети специалисты обкатали в Кингисеппском районе, где в 2023‑м был запущен предваряющий транспортную реформу пилотный проект. По словам заместителя главы администрации района Евгения Смирнова, благодаря «пилоту» удалось оптимизировать перевозки и свести на нет жалобы пассажиров. Например, некоторые линии привязали к графику электрички, которая ходит в Петербург из Ивангорода. Скоро в районе запустят прог­рамму «Умный транспорт», чтобы жители могли отслеживать на своих смартфонах движение автобусов. В самом же Кингисеппе планируется в порядке эксперимента запустить бесплатный для пассажиров кольцевой маршрут, чтобы как можно больше горожан оставляли свои легковушки и пересаживались на общественный транспорт.


#транспорт #маршрут #реформа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7592) от 30.01.2024 под заголовком «Реформа на пороге».


Комментарии