Речка спорит с морем

Речке Смоленке, что на Васильевском острове, через неделю откроют второй рукав русла. А еще спустя две-три недели завершат монтаж вантового моста через Петровский фарватер... Строительство Западного скоростного диаметра выходит, если так можно выразиться, на финишную кривую – кроме названных участков работы еще продолжаются на повороте трассы на Канонерский остров. В приближении к стыковке с уже действующей частью этой дороги на юге города.

Речка спорит с морем | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Согласно контракту, подрядчик должен сдать Центральный участок ЗСД – 11,7 километра трассы со всеми ее мостами, тоннелями, полутоннелями, выемками – в третьем квартале 2016-го. А ведь на календаре уже именно он – третий квартал, и потому во многих местах восьмиполосной магистрали приступили к зачисткам.

Весь монолит уложен и в одном из самых сложных сооружений – тоннеле под рекой Смоленкой. В конце прошлого года мы прошлись по будущему дну этой речки, для которой тогда уже обустроили новое бетонное ложе («Выемка под Смоленкой», «Санкт-Петербургские ведомости» от 11 декабря 2015 г.). Теперь идем под ее бурными струями.

– Мы находимся в самой нижней точке тоннеля и всего Западного скоростного диаметра – на отметке 9,5 метра ниже уровня Балтийского моря, – поясняет Сергей Онопа, начальник 3-го участка ЗСД, под чьим руководством сооружается 5,5 км трассы, включая тоннель и мост через Петровский фарватер. – Под нами бетонная плита толщиной ровно метр, которая уложена на 40-сантиметровый слой щебня. Все основание тоннеля, длина которого без малого 300 метров, подкрепляют около трех тысяч цементных свай, каждая диаметром 1,2 метра, заглубленных на пару десятков метров в грунт.

А над нами бежит Смоленка, ее от тоннеля отделяет не менее основательное покрытие – полтора метра монолитного бетона. Выйдя из тоннеля, с интересом наблюдаем, как струи реки сталкиваются с бурными водами Финского залива...

В этот день дул штормовой ветер – и морской пейзаж с белыми бурунами приковывал взгляд. Кстати, любоваться с этого места морскими видами жители Васильевского острова смогут уже совсем скоро – менее чем через три месяца.

Сейчас Смоленка пробивается в Финский залив по левому ее рукаву, правый тоже готовится к открытию. На его дне укладывают три сотни габионов – плоских мешков из металлической сетки, которые наполнят крупным щебнем, если попросту, гранитными камнями. Так укрепляют дно речки, чтобы вода не размывала грунт. Но пока Смоленка в этом месте плещется за забором из трубного шпунта.

– Демонтировать забор будем с помощью крана, так как трубы шпунта забиты на два десятка метров в глубину, – рассказывает Сергей Онопа. – Со времен оных своего существования Смоленка нанесла в устье слой ила толщиной до 11 – 15 метров, что значительно осложняло строительство тоннеля, ведь он прокладывался через этот «вечный кисель».

В самом тоннеле уже вовсю ведется подготовка к облицовке. Стены здесь покроют современными, и даже модными ныне, металлокерамическими панелями, а потолок – алюминиевыми блескучими листами, которые вместе с эффектным внешним видом обладают устойчивыми антикоррозийными свойствами. А вот облицовку портальных частей тоннеля – на входе и выходе из-под Смоленки – уже заканчивают, здесь в ходу гранитные плиты.

Кроме достойных внешних качеств все материалы должны также обладать устойчивыми эксплуатационными характеристиками. Хотя даже в дождь с штормовым ветром, во время которых мы оказались на стройке, в тоннеле все было тихо и спокойно: ни протечек, ни особой воздушной тяги в его трубе не наблюдалось. Кстати, может быть, потому, что в окраинных частях его потолка (руслу Смоленки отведено лишь 50 погонных метров крыши тоннеля из 300 общей длины) проделаны довольно обширные проемы – для естественного освещения и вентиляции внутреннего пространства. Позднее эти окна затянут сеткой и обрамят высокими перилами, чтобы не дай бог кто-то не провалился под колеса машин.

Разумеется, тоннель оборудуют и искусственным освещением. Разных коммуникационных линий здесь будет немало, в том числе видеонаблюдение, АСУ дорожного движения. Кроме того, стенки и потолки сооружения начинят датчиками, с помощью которых специалисты будут вести мониторинг напряжений, испытываемых конструкциями во время эксплуатации магистрали.

Всего в нескольких сотнях метров от северного портала тоннеля располагается другое грандиозное сооружение центрального участка ЗСД – 582-метровый вантовый мост через Петровский фарватер.

Его строительство тоже завершается. Уже в первых числах августа в тело моста уложат три последних блока по 13 метров, и тогда фарватер будет перекрыт. Впрочем, высота моста – 25 метров – позволит проходить в устье Невы практически любым судам и кораблям, даже с высокой надстройкой.

– Мост оформят архитектурно-художественной подсветкой, вместе с другими переправами центрального участка – через Корабельный фарватер и Морской канал – он станет частью морских ворот города и должен выглядеть особенно выразительно. Таким он и будет, – заверил начальник строительного участка Сергей Онопа.

В южную сторону от тоннеля магистраль уходит по выемке – здесь дорога заглублена настолько, что даже не видна с бывших набережных Васильевского. И устремляется через Большую Неву, обходя по эстакаде крутой дугой остров Белый, к Канонерскому, затем переходит Морской канал и воссоединяется у речки Екатерингофки с уже действующим с 2013 года южным участком ЗСД.

Бывшие набережные Васильевского упомянуты не случайно, ведь сейчас остров прирос сотнями гектаров новых земель – намывных, где уже расположился современный пассажирский порт города «Морской фасад» и строятся жилые кварталы. К счастью, к устью Смоленки между намывными территориями, уходящими на полтора километра в море, оставлен достаточно широкий пролив. С его южной стороны намереваются построить новый речной порт для пассажирских малых судов, откуда «Метеоры» смогут возить людей в Кронштадт, Петергоф и другие пригороды Петербурга. Это будет и быстрее, и безопаснее, чем отправлять туристов из центра города. Тем более что уже в ближайшие полтора года неподалеку, хотя и за Малой Невой, должны открыть новую станцию метро «Новокрестовская».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (5742) от 13.07.2016.


Комментарии