Главная городская газета

Речка спорит с морем

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

На южном берегу: для петербуржцев благоустроили пляжную территорию

Несколько лет назад этот берег если не ужасал, то наводил на грустные мысли. ЧМ-2018 видоизменил как территорию, так и историю этого места. Подробно исследуем, как оно стало одной из лучших зон отдыха для петербуржцев. Читать полностью

Жилая застройка уничтожит привычную наб. Лейтенанта Шмидта

Над набережной Лейтенанта Шмидта поднялся лес подъемных кранов - здесь застраивают жильем территорию сталепрокатного завода. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 25 июня 2018

Сегодня в выпуске:
Электродепо «Южное» достроили...
Смольный «завяжет» зеленый пояс...
Два по сто!..
И другие новости. Читать полностью

«Алые паруса»: праздник для миллионов

Ленинградцы, которые придумали, как сделать одну из самых коротких ночей в году по-настоящему сказочной для выпускников, вообразить не могли, какие масштабы их «Алые паруса» приобретут.... Читать полностью

День ВМФ в Кронштадте: личные авто не пропустят

Въезд в Кронштадт 29 июля на личных автомобилях будет запрещен. Как теперь добраться до города? Читать полностью

Четыре килограмма наркотиков пытались провезти в Петербург

Не только наркотики были изъяты у членов межрасовой преступной группы. Читать полностью
Речка спорит с морем | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Речке Смоленке, что на Васильевском острове, через неделю откроют второй рукав русла. А еще спустя две-три недели завершат монтаж вантового моста через Петровский фарватер... Строительство Западного скоростного диаметра выходит, если так можно выразиться, на финишную кривую – кроме названных участков работы еще продолжаются на повороте трассы на Канонерский остров. В приближении к стыковке с уже действующей частью этой дороги на юге города.

Согласно контракту, подрядчик должен сдать Центральный участок ЗСД – 11,7 километра трассы со всеми ее мостами, тоннелями, полутоннелями, выемками – в третьем квартале 2016-го. А ведь на календаре уже именно он – третий квартал, и потому во многих местах восьмиполосной магистрали приступили к зачисткам.

Весь монолит уложен и в одном из самых сложных сооружений – тоннеле под рекой Смоленкой. В конце прошлого года мы прошлись по будущему дну этой речки, для которой тогда уже обустроили новое бетонное ложе («Выемка под Смоленкой», «Санкт-Петербургские ведомости» от 11 декабря 2015 г.). Теперь идем под ее бурными струями.

– Мы находимся в самой нижней точке тоннеля и всего Западного скоростного диаметра – на отметке 9,5 метра ниже уровня Балтийского моря, – поясняет Сергей Онопа, начальник 3-го участка ЗСД, под чьим руководством сооружается 5,5 км трассы, включая тоннель и мост через Петровский фарватер. – Под нами бетонная плита толщиной ровно метр, которая уложена на 40-сантиметровый слой щебня. Все основание тоннеля, длина которого без малого 300 метров, подкрепляют около трех тысяч цементных свай, каждая диаметром 1,2 метра, заглубленных на пару десятков метров в грунт.

А над нами бежит Смоленка, ее от тоннеля отделяет не менее основательное покрытие – полтора метра монолитного бетона. Выйдя из тоннеля, с интересом наблюдаем, как струи реки сталкиваются с бурными водами Финского залива...

В этот день дул штормовой ветер – и морской пейзаж с белыми бурунами приковывал взгляд. Кстати, любоваться с этого места морскими видами жители Васильевского острова смогут уже совсем скоро – менее чем через три месяца.

Сейчас Смоленка пробивается в Финский залив по левому ее рукаву, правый тоже готовится к открытию. На его дне укладывают три сотни габионов – плоских мешков из металлической сетки, которые наполнят крупным щебнем, если попросту, гранитными камнями. Так укрепляют дно речки, чтобы вода не размывала грунт. Но пока Смоленка в этом месте плещется за забором из трубного шпунта.

– Демонтировать забор будем с помощью крана, так как трубы шпунта забиты на два десятка метров в глубину, – рассказывает Сергей Онопа. – Со времен оных своего существования Смоленка нанесла в устье слой ила толщиной до 11 – 15 метров, что значительно осложняло строительство тоннеля, ведь он прокладывался через этот «вечный кисель».

В самом тоннеле уже вовсю ведется подготовка к облицовке. Стены здесь покроют современными, и даже модными ныне, металлокерамическими панелями, а потолок – алюминиевыми блескучими листами, которые вместе с эффектным внешним видом обладают устойчивыми антикоррозийными свойствами. А вот облицовку портальных частей тоннеля – на входе и выходе из-под Смоленки – уже заканчивают, здесь в ходу гранитные плиты.

Кроме достойных внешних качеств все материалы должны также обладать устойчивыми эксплуатационными характеристиками. Хотя даже в дождь с штормовым ветром, во время которых мы оказались на стройке, в тоннеле все было тихо и спокойно: ни протечек, ни особой воздушной тяги в его трубе не наблюдалось. Кстати, может быть, потому, что в окраинных частях его потолка (руслу Смоленки отведено лишь 50 погонных метров крыши тоннеля из 300 общей длины) проделаны довольно обширные проемы – для естественного освещения и вентиляции внутреннего пространства. Позднее эти окна затянут сеткой и обрамят высокими перилами, чтобы не дай бог кто-то не провалился под колеса машин.

Разумеется, тоннель оборудуют и искусственным освещением. Разных коммуникационных линий здесь будет немало, в том числе видеонаблюдение, АСУ дорожного движения. Кроме того, стенки и потолки сооружения начинят датчиками, с помощью которых специалисты будут вести мониторинг напряжений, испытываемых конструкциями во время эксплуатации магистрали.

Всего в нескольких сотнях метров от северного портала тоннеля располагается другое грандиозное сооружение центрального участка ЗСД – 582-метровый вантовый мост через Петровский фарватер.

Его строительство тоже завершается. Уже в первых числах августа в тело моста уложат три последних блока по 13 метров, и тогда фарватер будет перекрыт. Впрочем, высота моста – 25 метров – позволит проходить в устье Невы практически любым судам и кораблям, даже с высокой надстройкой.

– Мост оформят архитектурно-художественной подсветкой, вместе с другими переправами центрального участка – через Корабельный фарватер и Морской канал – он станет частью морских ворот города и должен выглядеть особенно выразительно. Таким он и будет, – заверил начальник строительного участка Сергей Онопа.

В южную сторону от тоннеля магистраль уходит по выемке – здесь дорога заглублена настолько, что даже не видна с бывших набережных Васильевского. И устремляется через Большую Неву, обходя по эстакаде крутой дугой остров Белый, к Канонерскому, затем переходит Морской канал и воссоединяется у речки Екатерингофки с уже действующим с 2013 года южным участком ЗСД.

Бывшие набережные Васильевского упомянуты не случайно, ведь сейчас остров прирос сотнями гектаров новых земель – намывных, где уже расположился современный пассажирский порт города «Морской фасад» и строятся жилые кварталы. К счастью, к устью Смоленки между намывными территориями, уходящими на полтора километра в море, оставлен достаточно широкий пролив. С его южной стороны намереваются построить новый речной порт для пассажирских малых судов, откуда «Метеоры» смогут возить людей в Кронштадт, Петергоф и другие пригороды Петербурга. Это будет и быстрее, и безопаснее, чем отправлять туристов из центра города. Тем более что уже в ближайшие полтора года неподалеку, хотя и за Малой Невой, должны открыть новую станцию метро «Новокрестовская».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook