Разгадать hox-гены. К юбилею легендарного ученого Арчила Дондуа

Не одна тысяча студентов изучала биологию по учебнику ленинградского-петербургского ученого Арчила Дондуа... Только что вышло новое издание его «Биологии развития». И много ли вы знаете ученых, докторов наук, которые в 90 лет не только учебники пишут, но и читают лекции и ведут семинары?

Разгадать hox-гены. К юбилею легендарного ученого Арчила Дондуа | Секрет долголетия — во внимании родных и близких. А еще в том, что он и по сей день занимается делом своей жизни. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Секрет долголетия — во внимании родных и близких. А еще в том, что он и по сей день занимается делом своей жизни. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Арчил Карпезович улыбается: «Не пытайте! Рецепта долголетия все равно не знаю». Конечно, ленинградская закалка. Дондуа из поколения детей блокады. В сентябре 1941-го еще успел пойти в школу - правда, чаще всего приходилось не у доски стоять, а спускаться в бомбоубежище. В декабре семья была эвакуирована из Ленинграда с группой ученых Академии наук. Затем - Ташкент, путешествие в Тбилиси через Каспийское море...

Почти вся жизнь Арчила Дондуа связана с Васильевским островом.

«Главное место моей жизни», - поясняет мой собеседник.

Здесь он родился, жил в доме на углу Среднего проспекта и 4-й линии. В школу ходил напротив - и до войны, и после. Сейчас живет в доме на углу Среднего и 2-й линии. Десятки лет жизни связаны с Ленинградским университетом: там учился, работает по сей день... Правда, раньше до Менделеевской линии пешком ходил, сейчас общественным транспортом добирается.

В 1960-е годы он руководил Биологическим институтом ЛГУ. Вспоминает: «Когда пришел туда работать в лабораторию, условия были дикие с точки зрения современного человека, потому что в здании еще не было воды. Удобства - на улице».

Науке это, очевидно, не мешало. Вместе с братом Георгием, доцентом Политехнического института, Арчил Дондуа разработал математическую модель, позволяющую понять, как растет зародыш во время раннего развития, по каким законам из одной клетки вырастают самые разные ткани. Для биологии того времени это был настоящий прорыв.

Арчил Дондуа работал в группе профессора Льва Жинкина, которая впервые в нашей стране применила в биологии метод авторадиографии. Он поясняет: «Если вы используете молекулы ДНК, в составе которых есть атомы радиоактивного вещества, то можете следить за судьбой этих молекул. Когда исследуется клеточная популяция, становится понятно, с какой интенсивностью происходит репродукция клеток в этой ткани. Первый всплеск подобных исследований был связан с медициной, прежде всего с лечением раковых опухолей. Метод авторадиографии получил мощную поддержку во всех странах, потому что благодаря ему было сделано немало полезного для борьбы с онкологией. Мы же применили этот метод для изучения нормального развития животных».

Вместе со своим коллегой и другом Алексеем Заварзиным в 1970-х годах Арчил Дондуа участвовал в создании учебной и научно-экспериментальной базы Ленинградского университета - Морской биологической станции на Белом море. Именно он создал в Университете и в отечественной науке направление, которое изучает так называемые hox-гены у многощетинковых червей.

«Эти гены характерны и для рыб, и для насекомых, и для иглокожих, и для людей. Они несут «позиционную информацию» о том, что должно происходить в той или иной части организма. В зависимости от проявления активности этих генов формируется тело. Нас очень волнует: что заставляет эти гены приходить в активное состояние, что заставляет их умолкать? Частично нашли ответы, но сказать, что мы все знаем об этом, было бы неправдой», - поясняет Арчил Дондуа.

К обитающему в Белом море червю Nereis virens ученый относится не просто как к объекту исследования - едва ли не как к другу: «Он нам был давно уже известен, мы с ним работали в связи с клеточной репродукцией, обращались с ним в лаборатории на «ты». Когда появилась возможность изучать генетику, естественным было взять его как объект. Как он выглядит? Змеевидное тело. Когда плывет, извивается. Темно-зеленого цвета с металлическим отливом. Живет в норах в грунте, но в период размножения поднимается на поверхность воды. Красивое зрелище в июне на Белом море...»

Арчил Карпезович признается: до сих пор не понимает, почему стал биологом. Может, потому, что в детстве с двоюродным младшим братом ловили бабочек и даже пытались «изучить», как они устроены... Но стал биологом - и, как оказалось, попал в точку. А может быть, пошел по стопам деда? Он тоже был биологом, преподавал естественные науки в Императорской мужской гимназии в Петергофе. Там, кстати, после революции учительствовал и отец Арчила Дондуа. Он окончил Петроградский университет, был филологом, литературоведом, учеником знаменитого лингвиста Николая Яковлевича Марра.

...В 1991 году Арчил Дондуа был избран президентом Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей - одного из старейших научных обществ России (в минувшем году оно отметило свое 150-летие). По его инициативе оно возродило международную премию в память о выдающемся русском естествоиспытателе А. О. Ковалевском, учрежденную еще в 1910 году, но так и не присужденную тогда никому. Медаль нашли в нумизматической коллекции Эрмитажа, а ее матрицу - в музее Монетного двора. Теперь эта награда присуждается за достижения в области сравнительной зоологии и эмбриологии, за разработку новых подходов к исследованию эволюции животных.

Ближайшие планы? «Весной буду читать три спецкурса. Мне это не в тягость, да и студенты радуют: сегодня очень много умных, толковых, думающих ребят, приехавших из провинции».

#ученые #наук #обучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (6372) от 04.02.2019 под заголовком «Разгадать hox-гены».


Комментарии