Расцвел «Чинар» на Невских берегах. Как азербайджанцы поселились в Петербурге?

На месте лагеря лейб-гвардии Конного полка (ныне учебный полигон военных академий в Красном Селе) среди старинных аллей еще можно найти остатки фундамента церкви во имя святой благоверной княгини Ольги. Не все знают: этот православный храм был построен по инициативе и с помощью мусульманина.

Расцвел «Чинар» на Невских берегах. Как азербайджанцы поселились в Петербурге? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В 1807 году отмечалось столетие Фридландского сражения у излучины реки Алле, где лейб-гвардии Конный полк остановил французов и дал время для переправы русских войск через эту водную артерию. Отвагой русских восхитился тогда сам Наполеон. Через 100 лет после кровопролитного Фридландского сражения в том же Конном полку — им командовал Гусейн Хан Нахичеванский — решили отметить это событие. Гусейн Хан стал первым и единственным азербайджанским тюрком (такое название народа известно с 1891 года), который командовал элитным полком русской императорской армии и дослужился до звания полковника. Он пошел по стопам отца, стал блестящим офицером, был пожалован многими российскими и иностранными наградами. Благодаря своему непререкаемому авторитету среди единоверцев Гусейн Хан Нахичеванский был избран заместителем председателя Мусульманского благотворительного общества Санкт-Петербурга. И все это не помешало ему стать инициатором строительства православного храма. «Призываю благословение Божие на начало Святого дела…» — такими словами военное и морское духовенство поддержало его инициативу. Деньги на строительство храма жертвовали офицеры лейб-гвардейского и других полков, а также царский двор. Храм был освящен в 1909 году, но, к сожалению, до наших дней не сохранился.

Хан Нахичеванский — славный, но не первый представитель тюрков, живший в Северной столице. Они появились в Петербурге значительно раньше, когда Азербайджан представлял собой полтора десятка феодальных ханств, которые враждовали между собой или находились под влиянием Персии. В 1813 и 1828 годах Северный Азербайджан был присоединен к России. В состав СССР как самостоятельная республика Азербайджан вошел в 1936 году.

Последняя советская перепись населения (1989 г.) зарегистрировала в Петербурге чуть более 12 тысяч азербайджанцев. Это были студенты, специалисты, ученые, врачи. Формирование же современной азербайджанской диаспоры активно началось за два года до провозглашения независимости Азербайджана в 1991 году, когда в Ленинграде — Петербурге по­явились первые национально-культурные общества. У азербайджанцев это были «Даяг» («Опора», 1989 г.) и «Азери». Стала выходить первая машинописная газета «Северный Азербайджан» на русском и азербайджанском языках. Это было сложно из‑за отсутствия машинок с азербайджанским шрифтом. В формировании обществ принимали участие адвокат Э. Ахмедов, предприниматели Г. Исрафилов, Р. Г. Мамедов, Р. М. Мамедов, Ф. И. Мамедов, преподаватель ЛГУ Х. Мирзоева, энергетик И. Садыхов, художник Ф. Расулов и многие другие. Перепись 2020 года зафиксировала в Петербурге и Ленинградской области чуть более 20 тысяч азербайджанцев, назвавших свою национальность.

Азербайджанцы — мусульмане шиитского толка, признающие единственными преемниками пророка Мухаммада четвертого «праведного халифа» Али и его потомков. В 2000‑е годы, когда количество верующих возросло, в городе появились азербайджанские молельные дома. Большим событием в религиозной и культурной жизни города стал выход в свет (1997 г., 2000 г., 2001 г.) перевода Корана в ритмической прозе всемирно известного петербургского арабиста Теодора Шумовского. Он вырос в Азербайджане в старинной столице древнего государства ширваншахов — Шемахе. Впервые будущий ученый ознакомился с арабской вязью на могильных памятниках шемахинского кладбища и проникся идеей посвятить себя изучению арабской культуры.

Азербайджанцы представлены во многих отраслях промышленности нашего города, науки, в высших учебных заведениях, в медицине. И достигли в своих областях замечательных высот. В 1980‑х годах мир был потрясен открытием вируса иммунодефицита человека, американские и французские институты стали работать над выявлением ВИЧ-инфекции. Но мало кто знает, что впервые ее выявила и стала лечить эту болезнь в СССР доктор медицинских наук, профессор, главный инфекционист Петербурга Аза Рахманова. Она окончила 1‑й Ленинградский мединститут им. Павлова и всю жизнь посвятила изучению инфекционных заболеваний.

Ныне в Петербурге работают четыре общественные организации азербайджанцев. У каждой из них своя аудитория. В 2003 году на Каменноостровском проспекте был открыт памятник великому поэту и мыслителю XII в. Низами — скульп­тура к 300‑летию Северной столицы была подарена Республикой Азербайджан. Этот памятник можно считать символом признания вклада петербургских востоковедов, низамиведов и тюркологов в мировую науку.

В Петербурге родились и развиваются всемирно известные научные школы. В нашем городе работал известный филолог, занимавшийся турецким языкознанием, памятниками письменности средневековой Турции, азербайджанским литературоведением и историей отечественной тюркологии, Афрасияб Векилов. Ветеран Великой Отечественной войны, он был неофициальным лидером азербайджанской общественности города.

Для Азербайджана чинар (или чинара — род платана) — такой же символ, как для России береза. Высокое рос­кошное дерево с кленовидными листьями — дерево-долгожитель. Самодеятельный коллектив с таким названием появился в Петербурге в 1998 году. В те годы подобные коллективы в национальных обществах рож­дались часто, но так же часто и исчезали. Танцевальный «Чинар», по всей видимости, унаследовал долголетие чинара: нынче он отмечает свое 25‑летие.

В чем секрет этого долголетия? — спросила я создателя ансамбля, руководителя азербайджанского национально-культурного центра «Чинар», преподавателя филологического факультета ­СПбГУ Хейрансу Мирзоеву.

Творческое долголетие нашего вокально-хореографического ансамбля народного танца «Чинар» основано на желании детей, девушек и юношей, а также их родителей сохранить и развивать свою культуру, интегрироваться в многонациональный мир нашего города, — ответила она. — Для участников ансамбля и всех его друзей главное — стать причастным к очень древней культуре танца и пения своего народа. Человек не может существовать вне культуры.


#история #город #народы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (7385) от 30.03.2023 под заголовком «Расцвел «Чинар» на Невских берегах».


Комментарии