Рассказываем, чем прославился в российской истории населенный пункт Ленобласти Любань
На почтовой открытке начала ХХ века — Любань, берег реки Тигоды. На первый взгляд, тихое, безмятежное место. Но на самом деле это далеко не так. Еще в петровские времена Любань, первое упоминание о которой встречается в новгородской писцовой книге 1499 года, была одним из важных пунктов на оживленном почтовом пути между двумя столицами.
Репродукция. ФОТО АВТОРА
В середине XIX века через Любань прошла железная дорога на Москву. Здесь появилась станция, и местные жители получили дополнительный источник заработка: они продавали цветы приезжающим и встречающим. Кроме того, Любань стала набирать обороты и как дачное место, которое особенно облюбовали крупные чины железнодорожного ведомства. В поселке царил образцовый порядок, а на улицах можно было встретить весьма солидную публику — генералов со своими спутницами.
А еще окрестности этого населенного пункта славились своими охотничьими угодьями. Большие пространства земли вдоль железной дороги около Любани и Померанья арендовало Петербургское общество охотников, которое возглавлял герцог Николай Георгиевич Лейхтенбергский. Сюда приезжали не только для охоты, но и ради состязания в стрельбе.
На заднем плане фотографии, немного вдалеке, виден храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Его автором был Константин Тон — знаменитый архитектор, создатель множества церквей в русском стиле, самой известной из которых был храм Христа Спасителя в Москве.
Церковь посвящена строителям Николаевской железной дороги. Храм построили на добровольные пожертвования, большую часть которых вложил первый министр путей сообщения Павел Петрович Мельников. Выйдя в отставку, он поселился в Любани, а когда умер, его похоронили внутри этой церкви.
Особой живой «достопримечательностью» Любани была местная благотворительница Варвара Александровна Шкляревич, вдова действительного статского советника. Наблюдая, как по шоссейной дороге между Петербургом и Москвой круглый год передвигалась масса бедного люда, она на свои ограниченные средства построила возле шоссе небольшой домик-столовую. В ней бедняки могли не только перекусить, но и найти кратковременный отдых. Число посетителей столовой достигало полутора тысяч человек в месяц.
Как отмечал репортер «Петербургского листка», посетивший Варвару Шкляревич, «двери ее небольшого домика днем и ночью открыты для босяков». Молва о народной благодетельнице разнеслась по всей округе, а ее саму стали называть «сестрой Варварой». В итоге императрица Александра Федоровна пожаловала Варваре Шкляревич на нужды столовой 500 рублей. Высочайшее внимание сыграло большую роль: в июне 1900 года министр внутренних дел утвердил устав «Попечительного общества о Доме трудолюбия в Любани».
Согласно этому документу, общество «имеет назначением оказывать срочную, по возможности недолговременную помощь бездомным, выпущенным из больниц и не имеющим еще заработка, освобождаемым из мест заключения по отбытии наказания и всем вообще впавшим в крайнюю бедность, посредством предоставления им труда и приюта…».
Спустя несколько лет на собранные 18 тысяч рублей был построен Дом трудолюбия, обитатели которого занимались столярными, слесарными, сапожными и переплетными работами. Однако со временем приток пожертвований ослабел и дела Дома трудолюбия стали ухудшаться: сам себя он содержать не мог, а у его мастерских почти не было заказов. В итоге попечительное общество закрылось. Его имущество перешло к известному в Петербурге Александро-Невскому обществу, которое нуждалось «в свободном участке земли для устройства загородной трудовой колонии для поправляющихся алкоголиков».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7705) от 16.07.2024 под заголовком «Варвара и босяки».
Комментарии