Раскатали губу. Петербург рассчитывает на удлинение срока пребывания круизеров в городе

Завершившаяся на днях судозаходом в Невскую губу лайнера AIDAaura морская круизная навигация 2019 года показала: если в ближайшее время не удастся изменить условия привлечения туристов и сотрудничества с организующими путешествия компаниями, Петербург рискует заморозить рост на этом направлении. В таком случае не поможет даже удлинение палов для приема судов большего типоразмера.

Раскатали губу. Петербург рассчитывает на удлинение срока пребывания круизеров в городе | ФОТО Peter Zimmermann/DPA/ТАСС

ФОТО Peter Zimmermann/DPA/ТАСС

Тенденция, наблюдаемая во всем мире, очевидна: число судозаходов сокращается, в то время как размеры самих лайнеров растут. Так, если в 2017-м «Морской фасад» Петербурга принял 270 судозаходов, то в нынешнем - 265, а в следующем году планирует обслужить 258. Однако количество прибывающих туристов растет: в 2019-м «Морской фасад» принял 647,7 тыс. пассажиров (+4% к 2018-му), а в 2020-м намерен еще чуть-чуть нарастить объем (до 648 тысяч).

«Увеличение числа прибывающих туристов объясняется ростом типоразмеров судов, - отметил на пресс-конференции в ТАСС генеральный директор Пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской фасад» Вадим Каширин. - Это мировая тенденция, наблюдаемая уже в течение многих лет». И тут не поспоришь: в Средиземном море и других районах мореплавания успешно ходят лайнеры длиной до 372 метров, а на Балтике вскоре станут работать суда 339 метров и более.

Петербург, который пока способен принимать лишь 330-метровые суда, работает в этом направлении: наш главный пассажирский порт уже вложил 65 млн рублей в увеличение длины одного из причалов, что позволяет одновременно швартовать суда длиной 294 и 330 метров. Однако для того, чтобы могли заходить еще большие лайнеры, требуется не только удлинять причальные стенки с помощью выносных палов, но и провести массу других дорогостоящих работ. В частности, увеличить габариты судоходных путей, провести дноуглубление и укрепить стенки фарватера.

В первый этап реконструкции причалов вложили 65 млн рублей, а на осуществление второго и третьего потребуется более 200 миллионов, из которых только на дноуглубление потратят 85. И хотя на недавно состоявшемся в Адмиралтействе заседании Морской коллегии при правительстве РФ намерения Петербурга были поддержаны, конкретные сроки выполнения работ не называют: они завязаны на Росморпорт, федеральный статус которого не дает оснований для большого оптимизма. Ведь пока там все согласуют и договорятся, не одна навигация пройдет.

Но главное даже не в том, что Петербург пока не может принимать самые большие суда. Тормозит рост пассажиропотока то, что львиная доля круизных туристов садятся на борт лайнеров не у нас. Так, в нынешнем году в «Морском фасаде» зафиксированы всего 19,6 тыс. пассажиров, стартовавших (либо завершивших) круиз в северной столице. И хотя, по статистике, это на 30% больше, чем в 2018-м, факт налицо - всего 3% от общего числа круизеров.

Рассчитывать на россиян не приходится: по оценке генерального директора круизного центра «Инфофлот» Андрея Михайловского, потенциал отечественного выездного рынка круизов велик, но пока его доля составляет лишь 0,3% от общего зарубежного турпотока страны. И речь идет всего о 78 тысячах пассажиров, в то время как, по данным Международной ассоциации круизных линий (CLIA), к концу текущего года в круизы по всему миру отправятся более 30 миллионов путешественников. И пока впервые за рейс они будут подниматься на борт лайнеров в Копенгагене или Стокгольме, для нас картина в лучшую сторону почти не изменится.

Дело в том, что приходящие во время круиза по Балтике морские суда привозят гостей в Петербург всего на 1 - 2 дня. Очень редко - на три. А если турист стартует или завершает круиз в нашем городе, срок его пребывания тут же увеличивается до 3 - 5 дней, поскольку до и после путешествия по морю надо организовать прибытие-убытие. Что автоматически наращивает время пребывания туриста в Петербурге и, соответственно, траты, поскольку гостю надо где-то жить, что-то есть и чем-то развлекаться. И если сейчас, по данным Смольного, примерная средняя сумма, которую тратит на обслуживание в городе круизер, составляет 11 тысяч рублей в день (около 150 евро), то в случае старта и завершения круиза в Петербурге ее можно смело умножать на 1,5 - 2.

А значит, оборот направления в городе с нынешних 7,4 млрд рублей (около 100 млн евро) мог бы заметно вырасти.

Но этого не происходит. Причин как минимум две. Первая: по словам Вадима Каширина, «увеличение есть там, где появляются новые маршруты. А на Балтике, к сожалению, ничего особо нового нет». И хотя Петербург для большинства туристов-круизеров (среди них, кстати, четверть приходится на граждан Германии, 19% - на жителей США, а 10% - на подданных королевы Великобритании) остается самой привлекательной частью круиза (да и 72 часа без визы в таком случае работают на все 100%), делу это помогает мало. Ведь в путешествие по морю ради одной северной столицы РФ никто не отправляется.

Вторая причина напрямую связана с транспортной доступностью Петербурга по воздуху. Ведь отправиться в круиз по Балтийскому морю из Копенгагена или Стокгольма иностранцу сейчас намного проще (и в большинстве случаев дешевле), чем из нашего города. Летают туда чаще - и со всех сторон света... В этой связи коммерческий директор «Морского фасада» Алексей Панфилов уверен: если «Пулково» получит 5-ю и 7-ю степени «свободы воздуха», то в сочетании с режимом электронных виз это может существенно увеличить число тех самых пассажиров круизов, которые Петербургу наиболее интересны. А если вырастет количество пассажиров, возможно, появятся и новые маршруты.

В следующем году «Морской фасад» намерен принять 11 новых лайнеров, среди которых будет и Norwegian Escape, способный вместить сразу 4,5 тыс. человек. Зайдет в Петербург и такая новинка, как Sky Princess, спущенный на воду в нынешнем году. Заявлено также о возвращении в наш город лайнеров компании Tallink Grupp: тестовые судозаходы в Петербург ее теплоходы осуществят в апреле и июле 2020-го. Если они окажутся успешными, речь может идти даже о запуске регулярных рейсов, что усилит конкуренцию и, соответственно, может снизить цены.

Однако в любом случае круизам в Петербурге нужны не только длинные причалы, но и «воздух».

#круизные лайнеры #судоходство #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6560) от 05.11.2019 под заголовком «Раскатали губу на круизы».


Комментарии