Раскатали губу. Петербург рассчитывает на удлинение срока пребывания круизеров в городе

Завершившаяся на днях судозаходом в Невскую губу лайнера AIDAaura морская круизная навигация 2019 года показала: если в ближайшее время не удастся изменить условия привлечения туристов и сотрудничества с организующими путешествия компаниями, Петербург рискует заморозить рост на этом направлении. В таком случае не поможет даже удлинение палов для приема судов большего типоразмера.

Раскатали губу. Петербург рассчитывает на удлинение срока пребывания круизеров в городе | ФОТО Peter Zimmermann/DPA/ТАСС

ФОТО Peter Zimmermann/DPA/ТАСС

Тенденция, наблюдаемая во всем мире, очевидна: число судозаходов сокращается, в то время как размеры самих лайнеров растут. Так, если в 2017-м «Морской фасад» Петербурга принял 270 судозаходов, то в нынешнем - 265, а в следующем году планирует обслужить 258. Однако количество прибывающих туристов растет: в 2019-м «Морской фасад» принял 647,7 тыс. пассажиров (+4% к 2018-му), а в 2020-м намерен еще чуть-чуть нарастить объем (до 648 тысяч).

«Увеличение числа прибывающих туристов объясняется ростом типоразмеров судов, - отметил на пресс-конференции в ТАСС генеральный директор Пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской фасад» Вадим Каширин. - Это мировая тенденция, наблюдаемая уже в течение многих лет». И тут не поспоришь: в Средиземном море и других районах мореплавания успешно ходят лайнеры длиной до 372 метров, а на Балтике вскоре станут работать суда 339 метров и более.

Петербург, который пока способен принимать лишь 330-метровые суда, работает в этом направлении: наш главный пассажирский порт уже вложил 65 млн рублей в увеличение длины одного из причалов, что позволяет одновременно швартовать суда длиной 294 и 330 метров. Однако для того, чтобы могли заходить еще большие лайнеры, требуется не только удлинять причальные стенки с помощью выносных палов, но и провести массу других дорогостоящих работ. В частности, увеличить габариты судоходных путей, провести дноуглубление и укрепить стенки фарватера.

В первый этап реконструкции причалов вложили 65 млн рублей, а на осуществление второго и третьего потребуется более 200 миллионов, из которых только на дноуглубление потратят 85. И хотя на недавно состоявшемся в Адмиралтействе заседании Морской коллегии при правительстве РФ намерения Петербурга были поддержаны, конкретные сроки выполнения работ не называют: они завязаны на Росморпорт, федеральный статус которого не дает оснований для большого оптимизма. Ведь пока там все согласуют и договорятся, не одна навигация пройдет.

Но главное даже не в том, что Петербург пока не может принимать самые большие суда. Тормозит рост пассажиропотока то, что львиная доля круизных туристов садятся на борт лайнеров не у нас. Так, в нынешнем году в «Морском фасаде» зафиксированы всего 19,6 тыс. пассажиров, стартовавших (либо завершивших) круиз в северной столице. И хотя, по статистике, это на 30% больше, чем в 2018-м, факт налицо - всего 3% от общего числа круизеров.

Рассчитывать на россиян не приходится: по оценке генерального директора круизного центра «Инфофлот» Андрея Михайловского, потенциал отечественного выездного рынка круизов велик, но пока его доля составляет лишь 0,3% от общего зарубежного турпотока страны. И речь идет всего о 78 тысячах пассажиров, в то время как, по данным Международной ассоциации круизных линий (CLIA), к концу текущего года в круизы по всему миру отправятся более 30 миллионов путешественников. И пока впервые за рейс они будут подниматься на борт лайнеров в Копенгагене или Стокгольме, для нас картина в лучшую сторону почти не изменится.

Дело в том, что приходящие во время круиза по Балтике морские суда привозят гостей в Петербург всего на 1 - 2 дня. Очень редко - на три. А если турист стартует или завершает круиз в нашем городе, срок его пребывания тут же увеличивается до 3 - 5 дней, поскольку до и после путешествия по морю надо организовать прибытие-убытие. Что автоматически наращивает время пребывания туриста в Петербурге и, соответственно, траты, поскольку гостю надо где-то жить, что-то есть и чем-то развлекаться. И если сейчас, по данным Смольного, примерная средняя сумма, которую тратит на обслуживание в городе круизер, составляет 11 тысяч рублей в день (около 150 евро), то в случае старта и завершения круиза в Петербурге ее можно смело умножать на 1,5 - 2.

А значит, оборот направления в городе с нынешних 7,4 млрд рублей (около 100 млн евро) мог бы заметно вырасти.

Но этого не происходит. Причин как минимум две. Первая: по словам Вадима Каширина, «увеличение есть там, где появляются новые маршруты. А на Балтике, к сожалению, ничего особо нового нет». И хотя Петербург для большинства туристов-круизеров (среди них, кстати, четверть приходится на граждан Германии, 19% - на жителей США, а 10% - на подданных королевы Великобритании) остается самой привлекательной частью круиза (да и 72 часа без визы в таком случае работают на все 100%), делу это помогает мало. Ведь в путешествие по морю ради одной северной столицы РФ никто не отправляется.

Вторая причина напрямую связана с транспортной доступностью Петербурга по воздуху. Ведь отправиться в круиз по Балтийскому морю из Копенгагена или Стокгольма иностранцу сейчас намного проще (и в большинстве случаев дешевле), чем из нашего города. Летают туда чаще - и со всех сторон света... В этой связи коммерческий директор «Морского фасада» Алексей Панфилов уверен: если «Пулково» получит 5-ю и 7-ю степени «свободы воздуха», то в сочетании с режимом электронных виз это может существенно увеличить число тех самых пассажиров круизов, которые Петербургу наиболее интересны. А если вырастет количество пассажиров, возможно, появятся и новые маршруты.

В следующем году «Морской фасад» намерен принять 11 новых лайнеров, среди которых будет и Norwegian Escape, способный вместить сразу 4,5 тыс. человек. Зайдет в Петербург и такая новинка, как Sky Princess, спущенный на воду в нынешнем году. Заявлено также о возвращении в наш город лайнеров компании Tallink Grupp: тестовые судозаходы в Петербург ее теплоходы осуществят в апреле и июле 2020-го. Если они окажутся успешными, речь может идти даже о запуске регулярных рейсов, что усилит конкуренцию и, соответственно, может снизить цены.

Однако в любом случае круизам в Петербурге нужны не только длинные причалы, но и «воздух».

#круизные лайнеры #судоходство #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6560) от 05.11.2019 под заголовком «Раскатали губу на круизы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.