Раскатаем губу. Невскую

Центральный участок ЗСД настолько сложен и разнообразен по возводимым сооружениям, что многие операции здесь считаются уникальными. Без всяких преувеличений к таковым можно отнести натяжение вант на пилоны, обрамляющие главный пролет корабельного фарватера.

Раскатаем губу. Невскую | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Эту работу, начатую на днях, строители закончат лишь к концу зимы. Тогда, когда до открытия центрального участка ЗСД на всем его протяжении останется лишь несколько месяцев.

Уникальны прежде всего сами пилоны. Как утверждают проектировщики, мост над корабельным фарватером – единственный в мире, у которого пилоны наклонены внутрь. Таким было задумано архитектурное решение оформления прохода для теплоходов и кораблей в устье Невы. 125-метровые гиганты – один со стороны Васильевского острова, другой у острова Белый – видны издалека, и их геометрия должна напоминать о том, что гости прибывают в город разводных мостов.

Каждый пилон – это две бетонные боковые монолитные стойки, соединенные поверху жесткими металлическими распорками. Ближе к запуску моста в эксплуатацию, то есть летом будущего года, будет реализован и специальный проект по их подсветке – лампами и прожекторами. Безусловно, они станут элементом нового открыточного вида города: Петербург с моря с видом сквозь пилоны.

Конечно, главная функция столь масштабного сооружения – вовсе не открыточная. Пилоны, как две огромные руки, будут поддерживать конструкции моста, состоящего из трех пролетов: центрального длиной 320 метров и двух боковых по 150 каждый. Эти руки должны быть очень сильными – вес центрального пролета с металлоконструкциями и бетонным покрытием восьмиполосной трассы, по расчетам специалистов, составит 14 тысяч тонн.

А вместо пальцев у рук-пилонов – ванты, у каждого – по 17 пар. При монтаже первой пары вант на пилон, глядящий со стороны Васильевского острова, мы и присутствуем. Добраться до места действия тоже было непросто: сначала на автомобиле по временной эстакаде, перекрывающей Невскую гавань, потом на высотном лифте вверх по пилону. Поднялись мы на 35 метров над водой, именно таким будет судовой габарит будущего моста. Здесь, на первой секции пролета, установлены все механизмы для натяжения вант. Кстати, весьма простые на вид: катушка со стрендом – прядью, из которой сплетается пучок вант, направляющая установка и механизм натяжения.

– В пучке одной ванты 61 прядь, – рассказывает Алексей Мальков, инженер, курирующий от ООО «Магистраль северной столицы» сооружение моста над корабельным фарватером. – В свою очередь каждая прядь состоит из семи сплетенных высокопрочных стальных нитей, оцинкованных, покрытых воском, все они помещены в пластиковую оболочку. Получается три уровня защиты стали от коррозии. Как результат, французский производитель гарантирует не менее ста лет их службы.

Если разложить вес моста на 17 пар вант и на 61 прядь, из которых они состоят, то на каждую прядь приходится по 5 – 6 тонн нагрузки, при этом они могут выдержать до 25 тонн. Однако, во-первых, необходим запас прочности, во-вторых, при динамических факторах – автомобильном движении, ветрах нагрузка может возрасти до 10 – 12 тонн. Гарантия сто лет – срок нешуточный. Но в любом случае состояние вант контролируется: при их натяжении – представителями фирмы-производителя, а также специальными электронными датчиками, вмотированными в тело ванты. Они передают сигнал в режиме онлайн о степени натяжения. Эти же датчики будут сообщать об уровне нагрузки на пряди и об их состоянии уже во время эксплуатации моста – все сто лет и более, пока не потребуется капремонт сооружаемой сегодня переправы.

Бригада монтажников по натяжению вант состоит из восьми человек – четверо находятся на уровне 35 метров, на будущей трассе, по которой поедут автомобили, здесь крепится основание ванты. Другие четверо на высоте 125 метров, там верхний край присоединяется к пилону. Дана команда, и прядь начинает быстро бежать вверх. Один из рабочих придерживает катушку, другой – сам бегущий трос, еще двое следят за вхождением пряди в канал ванты. Слегка ежась от северного ветра, французский инженер тоже внимательно наблюдает за процессом.

– На натяжку каждой пары вант требуется около трех дней, – поясняет Алексей Мальков. – Как сказано, таких пар будет по 17 у каждого из двух пилонов. Но установят их не все сразу, а по мере сооружения самого моста, поскольку они будут держать каждую секцию покрытия.

В это время внизу, почти на уровне воды, другая бригада монтажников готовит к подъему следующую секцию моста. С высоты хорошо видно, как рабочие зачищают уже сваренные в одно целое металлоконструкции. Осталось присоединить боковые звенья, как раз те, к которым будет крепиться очередная пара вант. Они тоже практически готовы, в том числе крепежное основание для тросов.

Операция по подъему каждой секции весьма непроста, необходимо учитывать и погодные условия: скорость течения, волнение на море и силу ветра. Со стороны фарватера секции будут доставляться на трассу будущего моста на баржах, затем «майна-вира» – и мощный кран вознесет многотонную конструкцию до высоты дорожного полотна. Далее все по отработанной технологии: присоединение к уже имеющимся секциям и натяжение еще одной пары вант. Все это будет продолжаться до конца зимы. Затем останется уложить асфальтовое покрытие, обустроить мост ограждениями и освещением и летом 2016-го сдать переправу госкомиссии.

– Кроме того, надо будет демонтировать и вывезти все, что мы тут соорудили для строительства моста, – насыпные острова, каменные кладки и временную эстакаду. Это тоже немалая работа. Хотя, если что-то смогли построить, то сможем и разобрать, – говорит Мальков. – Специфика работы такова, что на демонтаж временных сооружений, даже столь масштабных, приходится примерно половина времени от того, что было затрачено на их возведение.

И тогда на всем расстоянии между островами Белый и Васильевский в Невской губе останется только пара пилонов, держащих над акваторией автомагистраль. Суда будут идти по корабельному фарватеру, а лодки рыбаков, чтобы не мешать большим теплоходам – под береговыми пролетами моста.

– Здесь же вот такие лещи водятся! – широко, чуть ли не на полметра, раздвигают руки монтажники...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5571) от 22.10.2015.


Комментарии