Раритеты в центре города. В Петербурге прошел парад ретроавтомобилей

До Дня города еще целая неделя, а петербуржцы один подарок уже получили — рекордные по количеству участников автомотопробег раритетов и выставку ретротранспорта.

Раритеты в центре города. В Петербурге прошел парад ретроавтомобилей | ФОТО автора

ФОТО автора

К ежегодным парадам железных «ветеранов» горожан, в общем‑то, уже приучил фестиваль SpbTransportFest, но такого масштаба до сих пор не случалось. По центру Северной столицы нынче проехали 319 машин — столько лет исполняется Петербургу в этом году. В крупнейшем в стране петербургском параде участвовали исторические автомобили, мотоциклы, грузовики, автобусы, трамваи и троллейбусы. И не только местные — некоторые раритеты прибыли из Москвы, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и других городов России. В колонне был замечен и легендарный «ЗИС-6» с артиллерийской установкой БМ-13 «катюша»…

Часть машин после проезда по городу (от Васильевского острова до Невского проспекта, а затем по Суворовскому) разместили на Инженерной и прилегающих улицах, где до самого вечера наблюдалось столпотворение. «Мы и раньше ходили на выставки ретротранспорта, и за парадом наблюдали, но такого «изобилия» я не припомню, — говорит петербурженка Ирина Федоровна. — Мы с дедушкой приходим поностальгировать, с молодостью встретиться, ведь все это — частичка нашего прекрасного любимого Ленинграда, каким мы его помним. Внукам тоже здесь нравится: они говорят, что будто в старое кино попали».

Все раритеты — из прошлого века. Самые возрастные, конечно, трамваи: МС-1, МС-4, трамвайный поезд МС — все 1927 – 1933 годов выпуска. Моторный вагон серии Х 1927 года разработки приехал к нам из города Дзержинска специально для участия в выставке. Но вообще‑то «моторные стальные» выпускались здесь, на заводе «Красный путиловец» (ныне Кировский завод). Это были те самые легендарные первые ленинградские вагоны со стальным каркасом. Блокадные трамваи, которые возили ленинградцев под обстрелами и бомбежками…

Здесь же видим послевоенных «Слонов» — трамвайный поезд ЛМ-49. «Слонами» их прозвали за массивную наружность и округлые формы. А вот «Стиляга» ­ЛМ-57. Он родом из эпохи советской оттепели и сегодня по‑прежнему красив и элегантен, несмотря на возраст (скоро ему исполнится 65 лет). Как рассказывают в «Горэлектротрансе», трамваи следующего поколения ЛМ-68 горожане называли «Аквариумами» за большую площадь остекления — у него даже скосы крыши прозрачные.

А рядом на рельсах — экспонат, который уже явно некому вспоминать: «бабушка» трамвая конка. Правда, привезли ее на выставку не кони, а буксир…

Моложе первых трамваев всего на десятилетие «патриархи» троллейбусного движения в нашем городе ярославские троллейбусы. Их на выставке нынче было два: ЯТБ-1 из 1936 года и недавно восстановленный ЯТБ-2 из 1938‑го — единственный в мире сохранившийся представитель своей серии… Не меньший интерес — к воспетому Булатом Окуджавой «синему троллейбусу» МТБ-82Д 1946 года выпуска. У него полностью металлическая (а не деревянная, как было прежде) рама. Он был символом технического прогресса и настоящим украшением улиц послевоенного города. Теперь публика любуется «стариком», приведенным мастерами-реставраторами ГЭТ в идеальное состояние — как в дни его далекой молодости. Настолько далекой, что мало кто из гостей выставки его тогда видел своими глазами… А вот стильный, вместительный и разгонистый ЗиУ-5Г (1967 года выпуска) наверняка помнят многие горожане старшего поколения…

Для тех, кто хотел поностальгировать, такую возможность предоставляли автобусы из коллекции «Пассажиравтотранса» — машины самых массовых серий из 1970 – 1980‑х. Например, советский «ЛИАЗ 677 М» («Луноход» был выпущен тиражом под 200 тысяч штук) или венгерские «Икарусы», в том числе двухсоставные «гармошки».

Сочлененный и шведский автобус Volvo B1 0MA-55 1985 года выпуска. Конкретно эта машина начинала карьеру на родине в Швеции и только в 2002 году была продана в Россию. После чего проработала почти два десятилетия в Сосновом Бору, а в прошлом году была подарена Петербургу администрацией Ленинградской области. Подарок ценный — ведь это единственная на Северо-Западе модель… Похожая судьба у добротного «немца» MANSL200 1984 года. Сначала трудился в городе Менхенгладбах (ФРГ), потом был продан в Россию. До 2010 года работал в Кировском и Красносельском районах Петербурга. Наездил за свою трудовую биографию около 1,5 млн км… Также единственный в своем роде — «кореец» Hyundai City 540. То есть это сейчас он единственный представитель своей модели, который был восстановлен и передан в музей ПАТ, а в 1990‑е был одним из самых распространенных.

Взрослые посетители выставки ретротранспорта и ребята постарше с удовольствием осваивали салоны непривычных глазу автобусов, а малышню как магнитом тянуло к яркой крупногабаритной «игрушке» — интерактивной раме того самого «синего троллейбуса», что из песни. Когда‑то эта машина работала в Ленинграде под бортовым номером 245. У обнаруженного любителями ретро троллейбуса сняли корпус — он не подлежал восстановлению, но вот рама оказалась целой. Из нее и сделали интерактивный игровой макет для детей, в котором можно походить, посидеть и даже руль покрутить.

Такой вот живой и осязаемой получилась история петербургского транспорта…

#ретроавтомобили #транспорт #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7173) от 23.05.2022 под заголовком «Раритеты прошли парадом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.