Радиус поражения

К задуманному Смольным платному дублеру КАД - Восточному скоростному радиусу, который пересечет город с запада на восток, возникают все новые вопросы. Как выяснилось, отведенный под трассу коридор оказался непригоден к использованию, и под дорогу, возможно, придется снести несколько зданий. Эксперты отмечают, что подобные «сюрпризы» могут ждать и при реализации других крупных городских проектов.

Радиус поражения | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как мы уже рассказывали, через южную и восточную части города собираются построить скоростную широтную магистраль длиной 22 км. Дорога начнется к северу от развязки с ЗСД в районе Благодатной улицы и пойдет на восток вдоль северного железнодорожного полукольца. Шестиполосная трасса пересечет Неву через высокий неразводной мост (видимо, по типу Большого Обуховского), который пройдет почти рядом с Финляндским железнодорожным мостом.

Градозащитники опасаются, что новая переправа может нарушить панорамы центра Петербурга. Не говоря уже о том, что она заслонит вид на Финляндский мост (который, между прочим, охраняется как памятник).

Далее магистраль вновь пройдет вдоль железной дороги и будет подключена к КАД. Подобная схема давно была начерчена в генплане. Но в последние месяцы ее пришлось корректировать. Одной из причин были жалобы жителей ЖК «Ладожский парк», расположенного на улице Латышских Стрелков. На фоне их протестов правобережную часть магистрали передвинули чуть севернее, к Хасанской улице. Теперь, правда, недовольство высказывают жители этой улицы.

Одновременно, по не совсем понятным причинам, изменилось и прохождение дороги по левую сторону Невы, в южной части Петербурга. По словам главы центра «ЭКОМ» Александра Карпова, согласно генплану, дорога должна была пройти к северу от железной дороги. Теперь же ее перенесут на южную сторону. Никто не мог этого предположить, поэтому вдоль железной дороги формировалась застройка, которую теперь могут отдать под снос.

Так, может зайти речь о демонтаже бизнес-центра на Московском, 135, расположенного неподалеку от отделения полиции, а также о частичной разборке корпусов «Электросилы» по другую сторону проспекта. «Это как стихийное бедствие. Десять лет трасса была в генплане, и считалось, что она нарисована профессионалами. А потом пришли настоящие профи и выяснилось, что по тому плану ее строить нельзя», - говорит Александр Карпов.

По мнению эксперта, здесь стоит задаться вопросом о качестве градостроительного планирования. «Мы ожидаем такие же истории с 7-й магистралью (через Удельный парк. - Прим. ред.) и другими проектами», - прогнозирует глава центра «ЭКОМ».

Градостроительное обоснование и предпроектные работы по новой трассе были выполнены по заказу компании «Западный скоростной диаметр». Недавно по поручению комитета по инвестициям эта фирма представила концепцию на Петербургском международном экономическом форуме, рассказал нашей газете официальный представитель компании.

Сейчас идет разработка проекта планировки дороги, уточнили корреспонденту «СПб ведомостей» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Как ожидается, эта работа будет завершена к концу нынешнего года. Полноценного проекта трассы пока нет - он должен быть разработан в ближайшие годы. Построить дорогу собираются на деньги инвесторов, а потому она будет платной. Как сообщили нашей газете в комитете по инвестициям, на форуме город подписал предварительные соглашения с двумя банками: ВТБ и Евразийским банком развития. Они обязуются вложить в проект собственные и привлеченные средства. Общая стоимость дороги составит около 150 млрд рублей. Основным партнером выступил ВТБ - он вложит 110 миллиардов.

«Говорить, как конкретно будет реализован проект, еще рано - финансовая схема не определена», - сказали в комитете по инвестициям. Но уже ясно, что город не будет напрямую финансировать строительство дороги.

Карпов полагает, что этот «непомерно дорогой проект может превратиться в очередную черную дыру для бюджета». Да, дорога, скорее всего, будет строиться только на деньги инвесторов. Но надо понимать, что бизнесмены вкладывают свои средства не бескорыстно и рассчитывают окупить затраты, взимая плату с автомобилистов.

По расчетам главы «ЭКОМ», чтобы проект не был убыточным, минимальная стоимость проезда должна составить 300 рублей. Если не найдется достаточно желающих платить такие суммы, компенсировать недополученные инвесторами средства, очевидно, придется из городского бюджета. Подобное условие наверняка будет прописано в соглашении о партнерстве, считает Карпов.

При этом пока в точности неясно даже, какие именно потоки примет на себя новая дорога. В компании «Западный скоростной диаметр», презентуя концепцию на Петербургском экономическом форуме, отметили, что новая широтная магистраль позволит улучшить транспортную ситуацию в южных районах города: Московском, Невском и Фрунзенском. Но профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев в беседе с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей», напротив, высказал мнение, что речь идет в первую очередь о транзитной магистрали, которая позволит перераспределить потоки между ЗСД и КАД.

Карпов тоже не разделяет уверенности коммерсантов. «Сведений о том, что эта трасса позволит решить какие-то проблемы, у меня нет», - сказал эксперт. Он предполагает, что полноценное обоснование необходимости строительства магистрали так и не было подготовлено.

Город не может проверить представленные компанией «Западный скоростной диаметр» расчеты, поскольку имеющиеся сейчас у чиновников программы позволяют прогнозировать загрузку только по бесплатным трассам. «Модуля для расчета влияния платности у Центра транспортного планирования нет», - пояснил Карпов.

Кроме того, необходимо было просчитать и альтернативные варианты. Например, можно построить только мост через Неву за бюджетный счет или, например, расширить Кольцевую дорогу (тогда и дублер ее, видимо, не понадобится). Но, насколько известно, такие расчеты не проводились.

#строительство #скоростные магистрали #конфликт

Комментарии