Работы в «холодном» режиме: На ЛАЭС завершились испытания контейнера ТУК-137Т.Р
На Ленинградской АЭС успешно завершились испытания головного образца нового транспортно-упаковочного контейнера, предназначенного для перевозки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с энергоблоков ВВЭР-1200 поколения «3+». Эта инновационная отраслевая разработка «Росатома» позволит сделать еще один шаг к переходу на сбалансированный ядерный топливный цикл.

ФОТО Nicolas HIPPERT on Unsplash
Испытания контейнера выполнены в рамках планового капитального ремонта на энергоблоке № 6 ЛАЭС, который идет в настоящее время. Работы велись в «холодном» режиме — в каждую из 18 ячеек контейнера поочередно был установлен имитатор тепловыделяющей сборки (ТВС), идентичный настоящей по весу и габаритам. Также команда специалистов отработала полный транспортно-технологический цикл нового контейнера. Успешное проведение всех операций подтвердило совместимость ТУК-137Т.Р с оборудованием блока № 6 и возможность его использования при выполнении технологических операций с ОЯТ.
Новый контейнер по сравнению с предыдущими версиями, применяемыми на энергоблоках ВВЭР-1000, не зависит от импортных комплектующих и предполагает транспортировку ТВС с более высокими радиационными и тепловыми нагрузками. Сохранив габариты предыдущей серии, он также вмещает в себя больше кассет с ОЯТ.

«Контейнер нового поколения — это не только унифицированное решение для всех АЭС российского проекта ВВЭР-1200, обеспечивающее безопасную транспортировку ОЯТ, но и важный шаг к переходу отечественной атомной отрасли на сбалансированный ядерный топливный цикл. Этот цикл базируется на концепции многократного использования ядерного топлива в целях снижения добычи природного урана и сокращения объемов отходов, направляемых на окончательную консервацию», — объяснил главный инженер Ленинградской АЭС-2 Александр Беляев.
«Благодаря усовершенствованной конструкции ТУК-137Т.Р все работы по удалению ОЯТ с энергоблоков будут проходить еще более безопасно, а увеличенная емкость контейнера позволит оптимизировать сроки ремонтных кампаний», — подчеркнул заместитель главного инженера ЛАЭС-2 по безопасности и надежности Павел Иванов.
Следующим этапом после «холодных» испытаний на ЛАЭС-2 станут испытания на Белорусской АЭС. Их результаты будут учтены в конструкции «серийных» ТУК-137Т.Р, предназначенных для вывоза ОЯТ с российских атомных станций с реакторами ВВЭР-1200 и с Белорусской АЭС на предприятия ядерного топливного цикла начиная с 2027 года. Подготовка к их производству уже началась. Первые партии ОЯТ с энергоблоков № 5 и 6 ЛАЭС, введенных в промышленную эксплуатацию в 2018 и 2021 годах, планируют вывозить за пределы здания реактора уже через несколько лет. К этому времени планируется получить четыре транспортно-упаковочных комплекта.
Читайте также:
На Ленинградской АЭС введено в эксплуатацию «машинное зрение»
ЛАЭС получила лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию энергоблока № 3 до 2030 года
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7887) от 11.04.2025 под заголовком «Работы в «холодном» режиме».
Комментарии