Работы по реставрации здания петербургской Консерватории подходят к концу

На финишную прямую выходят работы по комплексной реставрации исторического здания петербургской Консерватории. Они начались более десяти лет назад, неоднократно прерывались из‑за смены заказчика и нескольких подрядчиков, был на объекте еще и пожар. Теперь все основные проблемы решены. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» побывали в здании на Театральной площади.

Работы по реставрации здания петербургской Консерватории подходят к концу | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пожар не сказался на планах

Первым нас встретил Денис Анненков, представитель государственной организации «Единый заказчик в сфере строительства». Он рассказал, что общая готовность здания составляет 75 процентов. Полностью выполнены работы по усилению фундамента, замене перекрытий, все работы по кровле и установке инженерных систем, а также отреставрированы все фасады здания. Над Большим залом имени Антона Рубинштейна сооружена уникальная конструкция из мощных металлических ферм, на которую будет монтироваться самое современное сценическое и театральное оборудование. Идет отделка парадных интерьеров. Круглосуточно здесь трудятся 1700 человек, эта большая команда из нескольких строительных и реставрационных компаний находится в постоянном контакте с сотрудниками КГИОП и Консерватории. Общая стоимость реставрации здания составляет 17,9 млрд рублей. Они выделены из федерального бюджета.

Консерватория15_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Последствия пожара, случившегося 6 декабря прошлого года в здании Консерватории, почти ликвидированы. Помещения, отнесенные к предметам охраны (если не считать фрагмента фасада, который полностью отреставрирован), не пострадали. Устранены повреждения нескольких помещений, завершается ремонт лестницы — она пострадала сильнее всего, на ней пришлось полностью менять конструкции. «Все это не скажется на общих сроках завершения реставрации здания Консерватории, — уверен Анненков, — первый концерт планируем провести уже в нынешнем году. Но качество, которое мы должны предъявить Ростехнадзору и ­КГИОП, для нас в приоритете».

Дворики под легкой крышей

В одном из двух внутренних дворов здания Консерватории Сергей Рыбак, представитель компании — генерального подрядчика, рассказывает, что увеличение полезной площади здания было важной задачей реставрации. За счет перекрытия двух внутренних дворов светопрозрачными конструкциями полезная площадь увеличилась на 700 кв. метров. Эти конструкции установлены на высоте 20 метров, они изготовлены из авиационного алюминия, который в три раза легче стали, но не уступает ей в прочности. Такие конструкции впервые используются у нас на Северо-Западе. Важно также, что алюминий легче в обработке, что позволило сократить зазоры между стеклопакетами до десятых долей миллиметра и уменьшить сроки сборки прозрачной кровли. Внутренние фасады дворов уже отреставрированы.

Во дворах в течение круглого года будет поддерживаться комфортная температура воздуха. Наверху смонтированы вентиляционные системы как часть общей системы вентиляции здания. «Что касается использования новых атриумов, то решение будет принимать Консерватория. Возможно, в этом дворе разместится кафе», — поясняет Рыбак.

Мы заходим на лестницу (всего их в Консерватории около тридцати), ведущую в Малый зал имени Александра Глазунова. На первом этаже рабочие наводят блеск на метлахской плитке, которая была установлена еще в 1894 году, когда на месте Большого (Каменного) театра было построено здание Консерватории по проекту архитектора Владимира Николя. Но, прежде чем попасть в Малый зал, отправляемся на другой уникальный объект.

В ярославских традициях

Пояснения у домовой церкви Рождества Богородицы дают историк искусств Дмитрий Бохонский и художник-реставратор Алексей Самохвалов. Оказывается, после закрытия храма в 1922 году его пространство разделили на два этажа и приспособили для размещения библиотеки Консерватории и классов. Резной иконостас был уничтожен, иконы частично переданы в Никольский собор. При монтаже перекрытия живопись на холстах, украшавшую потолок и верхнюю часть стен, сто лет назад сильно повредили, а росписи, сделанные по штукатурке в нижней части стен, закрасили.

В ходе нынешней реставрации, прежде чем демонтировать перекрытие, провели расчистки. Наверху было два-три слоя краски, внизу — до девяти. После удаления этого «некультурного слоя» выяснилось, что сохранилось примерно 25 процентов живописи: четыре Евангелиста, часть панно «Рождество Богородицы», Архангелы над иконостасом (на потолке), а также изображение креста на северной стене и фрагменты орнаментов. По малейшим сохранившимся следам живописи и росписей реставраторам предстояло воссоздать утраченное.

Консерватория14_С.JPG
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Но сначала Бохонский и его коллеги занялись поисками в центральных и местных архивах и обнаружили документы, свидетельствующие о том, что все изображения в храме были созданы по эскизам известных художников Андрея Рябушкина и Василия Беляева, работавших для Спаса-на-Крови. В Консерватории были использованы мотивы росписей ярославских храмов XVII века. В частности, на восточной стене храма находился сюжет по мотивам песнопения «О, Тебе радуется…», где ниже Богородицы изображен не Иоанн Дамаскин, автор песнопения, как это делалось обычно, а Иоанн Предтеча с крыльями как Ангел пустыни. На западной стене — сцена Страшного суда по мотивам молитвы «Яко Твое есть царство…». На старых фотографиях храма хорошо видны три витража — «Спаситель», «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил». Они воссозданы петербургскими мастерами.

Теперь в отреставрированном помещении храма будет размещен класс древнерусского пения.

Роспись Каменного театра

Уже в Малом зале Александра Потапова, представитель подрядчика, рассказывает, что здесь закончена реставрация живописных плафонов и лепного декора в виде музыкальных инструментов, плодов и растительных орнаментов. Утрат было немного, восполнялись даже мелкие детали.

Первоначальная роспись плафона Малого зала, созданная по эскизам Рябушкина, относится к 1894 году.

Изображены на нем Аполлон Мусагет, его жена Каллиопа и сын Орфей, а также музы Полигимния и Эвтерпа. Плафон сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны и в 1970 году был воссоздан Анатолием Трескиным, знаменитым ленинградским реставратором, и его бригадой.

В самом Малом зале осталось установить деревянные панели и мраморные подоконники. И, конечно, 328 кресел для зрителей.

Уже освобожден от футляра орган, его укрывали на время проведения реставрации стен. Теперь мастера занимаются лепным фризом за инструментом, а также декором самого органа. Настраивать установленный в 2009 году орган предстоит специалистам Консерватории.

Пока же Серей Рыбак обращает наше внимание на небольшой фрагмент орнаментальной росписи стены начала XIX века, сохранившейся со времен Каменного театра. Роспись обнаружили в фойе Малого зала под полом, она законсервирована и будет укрыта бронестеклом таким образом, чтобы ее могла рассматривать публика, которая придет на концерты. Снаружи фойе украшает балкон, выходящий на северную сторону. На его полу, вопреки петербургскому климату, хорошо сохранилась метлахская плитка. Выход на балкон для публики не обещают, но памятник композитору Николаю Римскому-Корсакову, чье имя носит Консерватория, можно увидеть из окна.

Переменная акустика

Парадная лестница, ведущая в Большой зал, всегда была одним из главных пространств Консерватории. Александра Андреева, представитель подрядчика, рассказывает, что на основании расчисток (два слоя под потолком и до двенадцати — внизу) был найден исторический оливковый цвет интерьера. В советское время его заменили на белый. Но для КГИОП было сделано 64 выкраски (образцов цвета), чтобы совместными усилиями найти правильный оттенок.

Что касается маршей беломраморной лестницы, то они состоят из 64 ступеней. Полностью заменить пришлось всего шесть. К счастью, в Петербурге в одной из мастерских нашлись «залежи» каррарского белого мрамора с прожилками из того же самого месторождения, откуда брался мрамор для лестницы 130 лет назад. Кирпичная кладка под ступенями также потребовала реставрации. Балясины из лиственницы на лестничных ограждениях — родные. Их демонтировали, сейчас расчищают и возвращают на свои места. Столь же бережно мастера отнеслись к исторической оконной фурнитуре, она появилась во время строительства здания.

По парадной лестнице самый короткий путь в Большой зал. Он будет иметь новый облик, решено не возвращаться ни к залу конца XIX века, ни тем более к облику, известному после неудачной реконструкции середины 1960‑х годов. Алексей Самохин, представитель подрядчика, поясняет, что на сегодняшний день собрана конфигурация зала — иными словами, в кирпичную коробку «вложены» конструкции, которые сформировали вид партера и двух балконов. Этот зал будет вмещать более тысячи зрителей.

Особое внимание Самохин обращает на гипсовый потолок сложной формы, смонтированный таким образом для улучшения акустики. Она будет одной из лучших в Петербурге, поскольку в потолке предусмотрены прорези, через которые можно вывесить рулонные шторы для получения переменной акустики, что невозможно в других залах.

За противопожарным занавесом сейчас скрыта сценическая коробка, ее высота от планшета сцены до колосников составляет 24 мет­ра. На языке театральной машинерии это называется «двойная высота». Декорация уходит наверх полностью и может опускаться другая, при этом нет необходимости демонтировать декорации по ходу спектакля.

Пол в оркестровой яме может занимать один из трех уровней. Первый, самый нижний, предназначен для размещения оркестра во время оперных или балетных спектаклей. Второй, на уровне партера, позволит установить в зрительном зале дополнительные кресла. Наконец, третий, на уровне сцены, предназначен для симфонических концертов. «В Большом зале будет возможна реализация самых смелых задумок режиссеров», — подчеркивает Самохин.

Под козырек

Ненадолго поднимаемся на шестой этаж, где находится так называемый кровельный пирог, который позволил не только установить технологическое оборудование, необходимое для работы Консерватории, но и создать дополнительно несколько десятков классов. Общая площадь помещений в Консерватории немалая — 31 тысяча кв. метров, но надо помнить, что большинство занятий музыканты ведут индивидуально. И даже скромные классы под крышей совершенно необходимы. Кстати, здание будет оборудовано шестью лифтами и девятью подъемниками. Вертикальный транспорт рассчитан в том числе на маломобильные группы граждан.

Выходим на улицу. Сергей Рыбак рассказывает, что на фасадах находится более двух тысяч деталей лепного декора — маскароны, растительный орнамент и другое. До реставрации почти половина была утрачена, остальные сняли с фасадов. В здании Консерватории были оборудованы специальные помещения, где сохранившиеся детали декора отпаривали, отмывали, а также делали слепки для восполнения целиком утраченных элементов. Теперь весь декор занял свои места, согласно выданным реставраторами «билетам».

Украшением фасадов являются 14 кованых козырьков, они воссозданы по архивным чертежам и историческим фотографиям — оригинальные были утрачены в советское время. Самому зданию Консерватории возвращен исторический светло-бежевый цвет — тот, что был до начала ремонта 1960‑х годов.

#реставрация #ремонт #консерватория

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7684) от 17.06.2024 под заголовком «Музыка реставрации».


Комментарии