2Vtzqv4Hz9U

Работай, белый слон!

Для Петербурга, построившего к мундиалю «в муках», как говорят, лучший стадион Европы, это вопрос не праздный. На только что завершившемся Международном культурном форуме его обсуждали известные российские и зарубежные архитекторы.

Работай, белый слон! | ФОТО Георгия ПОЛЯКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Георгия ПОЛЯКОВА/ИНТЕРПРЕСС

«Круглые столы» секции «Креативная среда и урбанистика» прошли при аншлагах. Самый интересный и содержательный разговор касался проблемы так называемых белых слонов.

Это понятие происходит от древней восточной легенды. В качестве наказания провинившемуся правитель дарил белого слона - священное животное в индуизме. Его нельзя использовать на работах и надо кормить...

Применительно к современности речь идет о спортсооружениях, которые строятся к олимпиадам, футбольным чемпионатам и которые потом требуют больших средств для их содержания.

Круг проблем обозначил Владимир Григорьев, главный архитектор Петербурга. Он напомнил про опыт Барселоны, которая преобразилась к Олимпиаде 1992 года. Но есть и обратная сторона у этой золотой медали: город с населением 1,6 млн человек теперь ежегодно посещают 30 млн туристов, и из местных жителей это нравится только владельцам жилья. Для Олимпиады-2012 в Лондоне новые спортивные объекты строились преимущественно в депрессивных районах, чтобы их развивать. Но после завершения «праздника спорта» даже вместимость знаменитого стадиона «Уэмбли» была уменьшена с 80 до 25 тысяч мест.

Обращаясь к петербургским сюжетам, Григорьев заметил, что Ледовый дворец стал драйвером развития «спального» района на правом берегу Невы. И повел разговор шире спортивной тематики. Реконструкция Константиновского дворца позволила проводить там не только встречи на высшем уровне, но и свадьбы для всех желающих по ценам, доступным среднему классу. Что касается нового стадиона на Крестовском острове, построенного к ЧМ-2018, то Григорьев упомянул важность создания общественного пространства вдоль Южной дороги. В финале главный архитектор Петербурга сообщил, что станция метро «Театральная», открытие которой намечено на 2023 год, сделает ее драйвером для исторического центра.

Швейцарский архитектор Пьер де Мерон, партнер всемирно известного бюро «Херцог - де Мерон», говоря о своих работах, неожиданно для многих признался, что ему интереснее проектировать для возможно большего числа людей. Поэтому здания Филармонии на Эльбе с ее ежедневными концертами и Тейт Модерн - самого посещаемого музея современного искусства в мире - он считает более значимыми, чем обласканные критикой стадионы в Мюнхене и Пекине, которые тоже построило бюро «Херцог - де Мерон».

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, говорил о стадионе в Лужниках. Еще на стадии подготовки его реконструкции к ЧМ-2018 консультанты предупреждали: проблемы будут. В Москве у всех клубов есть свои арены. Сборная может проводить в Лужниках от силы 10 матчей в год. В качестве положительного примера использования этого стадиона Кузнецов назвал празднование Дня строителя, собравшее 70 тысяч человек. События надо создавать, но не увлекаться коммерциализацией, когда человек без толстого кошелька оказывается лишним. В любом случае дотации стадиону необходимы.

Никита Явейн, руководитель «Студии 44», подробно говорил о работе бюро в постолимпийском Сочи. Государство выкупило пустующий отель и создает там школу нового типа. Речь идет о том, что в Сочи будут посменно на месяц приезжать одаренные дети - в науках, в искусстве, в спорте. Они будут постоянно общаться и заниматься выбранным делом. Для них строятся школа, стадион и школа искусств.

Комплекс олимпийского медиацентра сначала хотели превратить в торговый центр. Но, когда поняли, что такой размер не будет востребован, решили реконструировать медиацентр в музей техники и выставочный комплекс.

Гевин Макмиллан, создававший олимпийские парки в Сиднее и Лондоне, призвал строить стадионы в бывших промзонах, чтобы иметь возможность вернуть вокруг природный ландшафт, привлекающий людей. Асиф Хан посоветовал молодым коллегам, которых в зале было много, привлекать к проектированию как можно больше разных профессионалов - от специалистов по сопромату до музыкантов.

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», как не превратить в белого слона стадион на Крестовском острове, Кузнецов ответил, что, по его оценке, там должно происходить 25 событий в год с хорошей заполняемостью - одно каждые две недели.

#спорткомплекс #культура #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (6325) от 20.11.2018 под заголовком «Работай, белый слон!».


Комментарии