Рабочий посёлок близ Невы. Кто определяет ритм жизни в Понтонном?
Практически во всех исторических источниках утверждается, что основателем поселка Понтонный можно с полным правом считать Петра Великого. Именно он своим указом определил, что в артиллерии должна быть понтонная рота в составе 36 человек и ее необходимо расквартировать на берегу Невы. Как раз там, где ныне расположен современный поселок Понтонный (сегодня это Колпинский район Петербурга), ныне отдельное муниципальное образование. Наш собеседник краевед Сергей ДЯДЮК, однако, чуть более осторожен: несмотря на то что Петр I — это, безусловно, наше все, точных данных, подтверждающих его причастность к истории поселка, нет.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— И какова же ваша версия?
— Если обратиться к указу Петра, датированному 1712 годом, в первоисточнике, то в нем действительно говорится о формировании понтонной роты как отдельного воинского подразделения, но при этом нет указания на какой‑либо географический пункт. Так что, по всей видимости, понтонеры появились здесь несколько позже.
— Когда же именно?
— В начале ХХ века, и на этот счет есть документальные свидетельства. В 1904 году сюда из Новгорода передислоцировали 1‑й понтонный батальон. В 1912 году появилась железнодорожная станция, которую назвали Понтонной.
Обращу внимание: батальон расквартировали здесь не случайно, рядом с конца 1860‑х годов находился Усть-Ижорский саперный лагерь. Это было земляное фортификационное сооружение бастионного типа, оно использовалось как для летней практики войск, так и для всестороннего изучения и демонстрации различных изобретений, совершенствований военной тактики и техники.
Остатки инженерного полигона до сих пор можно увидеть в поселке Саперный — в лесу за железной дорогой. Это уникальные объекты истории военного инженерного искусства XIX века, наглядно демонстрирующие тактику постепенной осады крепости, к которой прибегали вплоть до начала XX века.
— Этот полигон до сих пор в значительной степени остается вне поля зрения историков и краеведов…
— Действительно так, а между тем он сыграл немалую роль в подготовке русской армии и был сооружен при участии выдающегося военного инженера-фортификатора Эдуарда Тотлебена.
На маневрах и смотрах, устраиваемых в Усть-Ижорском лагере, в разные годы присутствовали императоры Александр II, Александр III и Николай II. Соседство с Усть-Ижорским лагерем значительно повлияло на жизнь окрестных селений. Высочайшие смотры в лагере становились событием, на которое собирались жители не только из окрестных селений и дачных мест, но и из Петербурга.
Учения в лагере проводили постоянно с 1869 года, в том числе наводили понтонный мост через Неву. Поэтому вполне логично, что именно в непосредственной близости от этого места и был расквартирован понтонный батальон. Для него построили специальный военный городок — каменные кирпичные казармы, они и сегодня сохранились в Понтонном.
Перед Великой Отечественной войной здесь дислоцировался 6‑й отдельный понтонный Краснознаменный полк, на базе которого уже в первые дни войны был сформирован 41‑й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон.
— Каковы вехи его воинской истории?
— Он был переброшен на Карельский перешеек, где наводил переправы через Вуоксу, минировал дороги, мосты, лесные просеки, сдерживая наступавшего противника. В начале сентября 1941‑го батальон был сосредоточен на правом берегу Невы близ Невской Дубровки, поддерживал оборону Невского пятачка. Впоследствии участвовал в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.
В начале апреля 1943 года приказом наркома обороны СССР он был преобразован в 1‑й гвардейский отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон, став таким образом первым понтонно-мостовым подразделением Красной армии, удостоенным гвардейского звания. После Победы батальон вернулся в Понтонный.
— После Великой Отечественной войны поселок получил второе рождение…
— Да, во время обороны Ленинграда он находился вблизи линии фронта и сильно пострадал. Однако еще до окончания войны, в 1944 году, началось восстановление расположенных в нем производств, ремонт разрушенных домов. Развитие поселка напрямую связано с деятельностью двух градообразующих предприятий — фанерного комбината, возникшего еще в 1910 году, и Средне-Невского судостроительного завода, основанного в 1912 году как Усть-Ижорская верфь.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Понтонный рос благодаря притоку работников этих производств, для них возводили жилье. В поселке есть дома постройки начала ХХ века, 1930‑х годов, здания в стиле сталинского ампира 1950‑х годов. Продолжали возводить жилье в поселке и в последующие десятилетия.
Сегодня Понтонный — рабочий поселок, и ритм его жизни, как и прежде, определяют судостроительный завод и фанерный комбинат. Здесь есть практически все для «автономной» жизни: детские сады, школы, поликлиника, дворец культуры. Возле него, кстати, не так давно появился современный благоустроенный сквер — любимое место отдыха жителей.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Мнения
Александр ТИМОФЕЕВ, мастер участка на Средне-Невском судостроительном заводе:
— Живу в Понтонном с 1971 года, сорок лет работаю на этом заводе, с ним, без преувеличения, связана большая часть моей жизни. За эти годы бывало всякое — и успехи, и трудности, но наша задача всегда оставалась неизменной: выпускать для Военно-морского флота корабли в срок и с хорошей гарантией. Это понимание нашей миссии очень помогает. В последние годы мы отчетливо видим внимание государства к судостроению, чувствуем это на себе. Улучшились условия труда, появились новое оборудование, новые станки… Все мои дети (дочь и два сына), жена и зять трудятся на Средне-Невском заводе. Я горжусь, что у нас — настоящая рабочая династия Тимофеевых!.. Надеюсь, так будет и в дальнейшем.
Федор БЕЛЯЕВ, сотрудник сферы обслуживания:
— Железнодорожные пути делят Понтонный на две практически равные части. Поезда, главным образом грузовые, проходят довольно часто, переезд то и дело закрывается, и это затрудняет сообщение между северной и южной половинами. Есть и еще одна проблема, связанная с железной дорогой: примерно 80 процентов домов поселка расположены вблизи нее, так что многие жители испытывают постоянное воздействие шума.
В то же время именно железная дорога позволяет быстро и без пробок доехать до города. От Понтонной до Московского вокзала электричка идет около сорока минут, до метро «Рыбацкое» добраться можно в два раза быстрее. По шоссе получается дольше, поскольку дорога в город всего одна — двухполосное Петрозаводское шоссе. В часы пик оно перегружено, можно застрять в пробке. Чтобы воспользоваться крупными магазинами и торгово-развлекательными центрами, гораздо удобнее и быстрее выбираться в Колпино.
Иван КОРЕНЕВ, пенсионер:
— Уже семь лет в Понтонном не работает баня! Приходится пользоваться банными услугами в соседних Колпине, Металлострое и Петро-Славянке. Это очень неудобно. Официально нам сообщили, что нашу баню на улице Александра Товпеко закрыли, поскольку здание признали аварийным. Сначала речь шла о капитальном ремонте, а потом специалисты сказали, что баня и вовсе ремонту не подлежит. Мы даже подписи собирали, чтобы нам вернули баню…
Читайте также:
Топонимика Смольного: от Лафонской площади до Пролетарской Диктатуры
Архитектура и скульптура Петроградской стороны: маршрут по Троицкой площади
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (8034) от 13.11.2025 под заголовком «Рабочий поселок близ Невы».





Комментарии