Пять метров до потопа. Как работает петербургская дамба

Дамбе – 10 лет. Так мало! А ведь кажется, она была всегда. Привычна стала дорога на Котлин посуху, рядовыми – сообщения о закрытии створок Комплекса защитных сооружений от наводнений (КЗС, кстати, здешние сотрудники предпочитают это пышное и официальное имя короткому и непрофессиональному – «дамба»). Для граждан такие сообщения давным давно перешли в разряд народных примет: ласточки низко летают – к дождю, дамбу закрывают – к шторму. И никаких волнений – будничность.

Пять метров до потопа. Как работает петербургская дамба | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Между тем неплохо бы вспомнить, насколько она колоссальна –  наша дамба: протяженность свыше 25 километров, из них более 22 километров –  по заливу; 11 каменно-земляных дамб; 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружения, дорога с двумя развязками и семью мостами, да еще и автомобильный тоннель. Легендарная Эресуннская переправа (мост плюс тоннель) через пролив между Швецией и Данией –  более чем вдвое короче.

Столь же впечатляет и история дамбы. О ней рассказал Сергей Кураев, почти 30 лет работавший главным инженером проекта.

Тот факт, что город придется как-то защищать от наводнений, был ясен еще Петру Первому. Предложения были самые разные: от закрытия дамбами каждого острова до рытья отводящих каналов. Обводный канал был построен как раз с целью защиты от наводнений. Поначалу их истинная причина –  нагонная волна –  была неизвестна. Думали, что всему виной Нева.

Лишь в начале ХIХ века французский ученый Пьер Доминик Базен, ставший ректором Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге, предложил идею дамбы в заливе: глухую стену с одним водосбросом и шлюзом для судов, которая, по расчетам, подняла бы уровень залива на метр. Коллеги тогда подвергли эту идею жесткой критике.

К разговорам о необходимости строительства защитных сооружений вернулись уже в советское время после наводнения 1924 года, когда вода поднялась на 3,8 метра. Руководство страны поручило Институту водного хозяйства взяться за проект. И опять дело не дошло до реализации –  помешали войны.

Лишь через 40 лет проектирование возобновилось. Тогда рассматривали два варианта размещения дамбы: западный и восточный. Один –  как сейчас: по заливу. Второй –  впоследствии забракованный –  предполагал строительство прямо по границе города, по Морскому фасаду. И забракован он был потому, что при таком расположении дамбы велик был риск затопления города невской водой.

–  Непосредственно проект разрабатывали с 1970-го по 1977 год, –  рассказал Сергей Кураев. –  А затем еще –  при рабочем проектировании –  в него внесли несколько существенных изменений. К примеру, тоннели на севере у Горской на судопропускном сооружении были заменены на мосты. Также решили выполнять два водопропускных сооружения –  В2 и В4 –  наплавным способом. То есть блоки длиной 130 метров, шириной 25 метров и осадкой 3,5 метра были изготовлены на площадке в Горской и в собранном виде отбуксированы на место: на 5-й и 20-й километры. Этот опыт теперь широко используют. Недавний пример –  доставка на плаву атомной электростанции из Петербурга на Чукотку... Непосредственно строительство КЗС началось в 1980 году, когда было создано строительно-монтажное объединение «Ленгидроэнергоспецстрой», которое возглавил уже известный к тому времени инженер-гидротехник Юрий Севенард.

Был в истории строительства дамбы исторический же перерыв: с 1990-го по 2004 год. Период безвременья, когда казалось, что судьба недостроенной дамбы –  постепенно разрушаться или вообще быть разобранной. Причиной стало не столько безденежье, сколько яростные споры о влиянии КЗС на состояние окружающей среды, Финского залива, побережья.

Дамба12_Д.jpg
 

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Для экспертного заключения в Россию даже пригласили независимую международную комиссию, в которую входили ученые шести стран: Великобритании, Дании, Нидерландов, Финляндии, Италии и США. Они работали полтора года и сделали вывод, что дамба может повлиять на экологическое состояние моря на 0,6%. Да и то –  лишь в процессе строительства.

В какой степени это заключение было справедливым? Теперь уж, наверное, и не определить. В конце концов за минувшие годы произошло много всего и помимо строительства дамбы: город практически перестал сбрасывать в море неочищенные стоки, зато резко возросло количество и масштабы намывных работ; ужесточились правила экологического поведения судоходных компаний, зато обострились проблемы, связанные с пластиковыми отходами...

А дамба... Непосредственную свою роль она, по заверениям специалистов, исполняет отлично: в год предотвращает как минимум с десяток наводнений до трех метров. Максимум, на что способна дамба, –  остановить воду на отметке 5 метров. Ученые говорят, что такое может случаться примерно раз в тысячу лет.

Надо также отметить, что ныне КЗС –  вернее, специалисты, работающие на нем, –  является одной из тех сил, на которые могут опереться противники намывов в заливе. Их позиция состоит в следующем: проект дамбы разрабатывали, исходя из параметров почти сорокалетней давности. С тех пор искусственный прирост суши изменил гидрологические показатели Невской губы. Известно: если площадь водоема уменьшается, а объем воды нет, то уровень воды гарантированно повысится. (Стоит, наверное, напомнить, что Нева выносит в залив более 2,5 тысячи тонн воды в секунду.) Это может означать, что для достижения пятиметровой отметки ждать тысячу лет не придется.

Во многом благодаря усилиям специалистов КЗС была пересмотрена «намывная» политика. В 2018 году участники международного форума «Экология» в Москве проголосовали за прекращение создания искусственных территорий в Финском заливе. А в 2021 году принято решение прекратить эту деятельность. За одним исключением. В генплане развития Петербурга остается всего один намыв: полоса вдоль Морского фасада. Он все же появится.

Немногие знают, что дамба также имеет техническую возможность оздоравливать акваторию, используя маневрирование затворами водопропускных сооружений. Экологи проверили: если закрыть центральные водопропускные сооружения, а примыкающие к берегам оставить открытыми, то течение у берегов усилится, соответственно снизится концентрация сине-зеленых водорослей в прибрежной полосе. И цветение воды уменьшится.

Правда, такое маневрирование было произведено лишь однажды –  в виде эксперимента. Руководство дамбы попыталось было предложить городу пользоваться такой возможностью, но Смольный напомнил, что финансирование подобных мероприятий –  дело федеральных властей, так как залив –  собственность РФ, а не Петербурга.

#дамба #КЗС #наводнение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (6989) от 17.08.2021 под заголовком «Пять метров до потопа».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.