Пять метров до потопа. Как работает петербургская дамба
Дамбе – 10 лет. Так мало! А ведь кажется, она была всегда. Привычна стала дорога на Котлин посуху, рядовыми – сообщения о закрытии створок Комплекса защитных сооружений от наводнений (КЗС, кстати, здешние сотрудники предпочитают это пышное и официальное имя короткому и непрофессиональному – «дамба»). Для граждан такие сообщения давным давно перешли в разряд народных примет: ласточки низко летают – к дождю, дамбу закрывают – к шторму. И никаких волнений – будничность.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Между тем неплохо бы вспомнить, насколько она колоссальна – наша дамба: протяженность свыше 25 километров, из них более 22 километров – по заливу; 11 каменно-земляных дамб; 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружения, дорога с двумя развязками и семью мостами, да еще и автомобильный тоннель. Легендарная Эресуннская переправа (мост плюс тоннель) через пролив между Швецией и Данией – более чем вдвое короче.
Столь же впечатляет и история дамбы. О ней рассказал Сергей Кураев, почти 30 лет работавший главным инженером проекта.
Тот факт, что город придется как-то защищать от наводнений, был ясен еще Петру Первому. Предложения были самые разные: от закрытия дамбами каждого острова до рытья отводящих каналов. Обводный канал был построен как раз с целью защиты от наводнений. Поначалу их истинная причина – нагонная волна – была неизвестна. Думали, что всему виной Нева.
Лишь в начале ХIХ века французский ученый Пьер Доминик Базен, ставший ректором Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге, предложил идею дамбы в заливе: глухую стену с одним водосбросом и шлюзом для судов, которая, по расчетам, подняла бы уровень залива на метр. Коллеги тогда подвергли эту идею жесткой критике.
К разговорам о необходимости строительства защитных сооружений вернулись уже в советское время после наводнения 1924 года, когда вода поднялась на 3,8 метра. Руководство страны поручило Институту водного хозяйства взяться за проект. И опять дело не дошло до реализации – помешали войны.
Лишь через 40 лет проектирование возобновилось. Тогда рассматривали два варианта размещения дамбы: западный и восточный. Один – как сейчас: по заливу. Второй – впоследствии забракованный – предполагал строительство прямо по границе города, по Морскому фасаду. И забракован он был потому, что при таком расположении дамбы велик был риск затопления города невской водой.
– Непосредственно проект разрабатывали с 1970-го по 1977 год, – рассказал Сергей Кураев. – А затем еще – при рабочем проектировании – в него внесли несколько существенных изменений. К примеру, тоннели на севере у Горской на судопропускном сооружении были заменены на мосты. Также решили выполнять два водопропускных сооружения – В2 и В4 – наплавным способом. То есть блоки длиной 130 метров, шириной 25 метров и осадкой 3,5 метра были изготовлены на площадке в Горской и в собранном виде отбуксированы на место: на 5-й и 20-й километры. Этот опыт теперь широко используют. Недавний пример – доставка на плаву атомной электростанции из Петербурга на Чукотку... Непосредственно строительство КЗС началось в 1980 году, когда было создано строительно-монтажное объединение «Ленгидроэнергоспецстрой», которое возглавил уже известный к тому времени инженер-гидротехник Юрий Севенард.
Был в истории строительства дамбы исторический же перерыв: с 1990-го по 2004 год. Период безвременья, когда казалось, что судьба недостроенной дамбы – постепенно разрушаться или вообще быть разобранной. Причиной стало не столько безденежье, сколько яростные споры о влиянии КЗС на состояние окружающей среды, Финского залива, побережья.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Для экспертного заключения в Россию даже пригласили независимую международную комиссию, в которую входили ученые шести стран: Великобритании, Дании, Нидерландов, Финляндии, Италии и США. Они работали полтора года и сделали вывод, что дамба может повлиять на экологическое состояние моря на 0,6%. Да и то – лишь в процессе строительства.
В какой степени это заключение было справедливым? Теперь уж, наверное, и не определить. В конце концов за минувшие годы произошло много всего и помимо строительства дамбы: город практически перестал сбрасывать в море неочищенные стоки, зато резко возросло количество и масштабы намывных работ; ужесточились правила экологического поведения судоходных компаний, зато обострились проблемы, связанные с пластиковыми отходами...
А дамба... Непосредственную свою роль она, по заверениям специалистов, исполняет отлично: в год предотвращает как минимум с десяток наводнений до трех метров. Максимум, на что способна дамба, – остановить воду на отметке 5 метров. Ученые говорят, что такое может случаться примерно раз в тысячу лет.
Надо также отметить, что ныне КЗС – вернее, специалисты, работающие на нем, – является одной из тех сил, на которые могут опереться противники намывов в заливе. Их позиция состоит в следующем: проект дамбы разрабатывали, исходя из параметров почти сорокалетней давности. С тех пор искусственный прирост суши изменил гидрологические показатели Невской губы. Известно: если площадь водоема уменьшается, а объем воды нет, то уровень воды гарантированно повысится. (Стоит, наверное, напомнить, что Нева выносит в залив более 2,5 тысячи тонн воды в секунду.) Это может означать, что для достижения пятиметровой отметки ждать тысячу лет не придется.
Во многом благодаря усилиям специалистов КЗС была пересмотрена «намывная» политика. В 2018 году участники международного форума «Экология» в Москве проголосовали за прекращение создания искусственных территорий в Финском заливе. А в 2021 году принято решение прекратить эту деятельность. За одним исключением. В генплане развития Петербурга остается всего один намыв: полоса вдоль Морского фасада. Он все же появится.
Немногие знают, что дамба также имеет техническую возможность оздоравливать акваторию, используя маневрирование затворами водопропускных сооружений. Экологи проверили: если закрыть центральные водопропускные сооружения, а примыкающие к берегам оставить открытыми, то течение у берегов усилится, соответственно снизится концентрация сине-зеленых водорослей в прибрежной полосе. И цветение воды уменьшится.
Правда, такое маневрирование было произведено лишь однажды – в виде эксперимента. Руководство дамбы попыталось было предложить городу пользоваться такой возможностью, но Смольный напомнил, что финансирование подобных мероприятий – дело федеральных властей, так как залив – собственность РФ, а не Петербурга.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (6989) от 17.08.2021 под заголовком «Пять метров до потопа».
Комментарии