2Vtzqv4Hz9U

Путаница в сфере ЖКХ обернулась для петербуржцев двойными счетами

Скорее всего, судам уже давно надоело разбираться во взаимоотношениях жилкомсервиса № 1 Московского района, ТГК-1 и четырех жилых домов на набережной Обводного канала — 82, 84А, 84Б и 86. Свое слово сказали все мыслимые суды, включая Верховный. Но конфликт становится все жестче и путанее. В результате — поданы очередные иски, которые еще предстоит рассмотреть Арбитражному суду Петербурга.

Путаница в сфере ЖКХ обернулась для петербуржцев двойными счетами | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

А за отопление двора кто заплатит?

Четыре дома последовательно подсоединены к тепловой трубе: как бусины, нанизанные на нитку. Называется это «сцепкой», а по сути — круговая порука, когда дома, хотят они того или нет, вынуждены зависеть друг от друга при оплате отопления и горячей воды.

В Петербурге давно уже признали порочность такой системы, которая для города отнюдь не редкость. Была даже принята программа «расцепки». Но подобная модернизация оказалась не из дешевых. А потому вместо технологического совершенствования в городе решили обратить внимание на методику взимания платы со «сцепленных» домов.

Если ни в одном из них нет узла учета тепла, тогда все просто: каждый платит по нормативу. Трудности начинаются, если установлен (непонятно зачем) один счетчик — в первом доме сцепки. Как делить то, что он накрутил? Расход тепла, определенный по нему, просто раскладывают на общую площадь всех домов. Получают количество тепла, якобы израсходованного на каждом квадратном метре. А далее собственнику выставляют счет, исходя из размера его квартиры.

Жилищный комитет Петербурга посоветовал считать именно так еще в 2013 году. Посоветовал, но не распорядился. Так как никаких нормативных документов (распоряжений, постановлений, приказов) на сей счет никто не выпускал. Дело ограничилось информационным письмом. Но, конечно, районы и управляющие компании взяли «под козырек».

Воспротивились лишь некоторые ТСЖ да особо продвинутые собственники из числа тех, кому не все равно; кто почитал на досуге законы и примерил их к собственной ситуации. Их, в конце концов, поддержала и Государственная жилищная инспекция (ГЖИ).

В 2018 году жительница дома 82 Елена Смирнова пожаловалась в инспекцию на жилкомсервис № 1 Московского района, который выставляет ей (и, разумеется, соседям) счета, пользуясь показаниями счетчика, установленного в доме 84А. Инспектор выдал управляющей компании предписание: отставить счетчик — перейти на норматив. Да еще и произвести перерасчет с 2015 года. Требование пересчитать платежи за более длительный срок не имело смысла, поскольку исковая давность составляет как раз три года.

Как только началась эта судебная перипетия, другой «сцепленный» дом — № 86 — явочным порядком перестал оплачивать тепло по счетчику и перешел на норматив. В этом доме было создано ТСЖ «Крылашкин двор», а потому он мог себе позволить такую роскошь — сразу, без проволочек воспринять предписание ГЖИ (пусть даже и имеющее отношение к другому адресу).

ТСЖ просто направило официальную бумагу в ВЦКП — Вычислительный центр коллективного пользования и сообщило о своем решении, — рассказал управляющий ТСЖ Александр Будберг. — Ну а ВЦКП, как структура, обязанная выполнять пожелания заказчика (будь то управляющая компания или ТСЖ), с тех пор при расчетах перестал использовать показания «незаконного» счетчика. Результатом стало снижение платежей за отопление. В тот момент наши отношения с управляющей компанией и поставщиком тепла максимально обострились.

В данном случае у ТСЖ нашлись все юридические механизмы производить начисления так, как санкционировал суд. А именно: у ТСЖ имелся договор с ВЦКП, по которому рассчитывать и печатать квитанции центр должен был по расчетам ТСЖ. Так что товарищество начало оплачивать тепло так, как и было записано в предписании ГЖИ.

Между тем продавец тепла и посредник (ТГК-1 и жилкомсервис № 1 Московского района) продолжали считать деньги по счетчику. Разница все увеличивалась, долги ТСЖ росли и росли.

Поэтому в то самое время, когда суды разбирались в происходящем вокруг дома № 82, начал разгораться также конфликт вокруг дома № 86. И это еще слабо сказано. Жилкомсервис попытался взыскать долг, накопленный домом. Ситуация развивалась по тому же сценарию: один суд — за, другой — против. В основе решений — одни и те же нормативные акты.

Сам Будберг, рассказывая о перипетиях «теплового дела», иначе как «уголовниками» его участников не называет. Но и с противоположной стороны в его адрес летят не менее крепкие слова, среди которых самое нейтральное — «сутяга».

В конце концов, дело докатилось до 13-го Арбитражного апелляционного суда, который тянулся и тянулся... Судья не скрывала: ждет вердикта Верховного суда. И вот летом нынешнего года наконец последовало решение, в котором говорилось, что расчеты по платежам предоставило лишь ТСЖ, вторая же сторона свою позицию обосновать не смогла (счетчик не в счет), а потому — в удовлетворении иска жилкомсервису отказать.

Но на этом история... только началась.

Бело-розовая жизнь

Энергетическая компания все равно считала (и считает) деньги по своим законам, а счетчик накручивает расход по всей сцепке. Что остается делать жилкомсервису, который оказался между молотом и наковальней: между собственниками, вооруженными решениями судов и предписанием ГЖИ, и тепловой компанией?

Поначалу он попытался убедить ТГК-1 принять во внимание позицию судов и перестать считать по счетчику. Джентльменский разговор успеха не принес. Так что в октябре жилкомсервис обратился в суд с просьбой обязать теплоснабжающую компанию прекратить использование счетчика в отношении домов № 82, 84А и Б. Суд думает, счетчик крутится, расчет по нему продолжается...

Ну а ТСЖ в доме № 86? Оно тоже вновь оказалось участником судебного процесса. В то время как суд рассматривает иск жилкомсервиса к ТГК-1, сама ТГК-1 подала в Арбитражный суд иск с целью... взыскать долги ТСЖ за тепло с 2018-го до августа 2021-го — без малого ­­3 миллиона рублей. Разница между счетчиком и нормативом.

Сегодня лишь особо заинтересованные граждане и структуры могут сориентироваться в хитро­сплетениях решений и определений судов. Все остальные жители сцепленных домов стараются не забивать ими мозги. Главная мысль: плетью обуха не перешибешь. Люди платят, не вдумываясь в происхождение сумм в счетах.

Хотя в доме ТСЖ, наоборот, напряженность и вовлеченность собственников в скандал только возросла. По дому начали ходить квитанции двух видов. Одни — привычные розовые, рассчитанные и напечатанные в ВЦКП в полном соответствии с договором с ТСЖ. В других — белых, произведенных в ТГК-1, выставлены все долги до копеечки: те самые 3 миллиона рублей, судьба которых еще не определена арбитражем.

Мало того, в самом конце ноября тепловая компания распространила по квартирам «уведомления о задолженности». Каждому собственнику обозначена конкретная сумма: с кого пять тысяч рублей, а с кого четыре...

Небольшой, не претендующий на полноту опрос показал, что кое-кто решил махнуть рукой и заплатить: пусть, мол, подавятся. Но большинство все еще надеются отстоять свои права, многократно подтвержденные судами.

Жилкомсервис опротестовал предписание ГЖИ. И началась длинная череда судебных процессов. Одна инстанция — за Жилинспекцию, другая — за управляющую компанию. Потом наоборот... Причем суды цитировали одни и те же нормативные акты, поворачивая их то так, то эдак.

...D и E — тоже на трубе

В конце концов, собственницу-зачинщицу вовсе исключили из судебной перепалки. Зато стороной в деле стала ТГК-1, выступившая единым фронтом с жилкомсервисом. Несмотря на столь сильный тандем, кассационная инстанция Арбитражного суда Северо-Запада встала на сторону ГЖИ.

Арбитраж так разложил ситуацию по полочкам, что она стала предельно ясна для всех. Вот как мыслил суд: «ЖКС 1 Московского района и ПАО «ТГК-1» не учитывают и фактически уравнивают особенности теплопотребления каждого из многоквартирных домов (МКД). При этом ими не оспаривалось, что МКД № 82 по наб. Обводного канала относится к категории «Дома дореволюционной постройки, прошедшие капитальный ремонт», для которой установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0241 Гкал/кв. м, тогда как дома № 84 А и Б — к категории «Дома дореволюционной постройки, не прошедшие капитальный ремонт» с нормативом 0,0197 Гкал/кв. м. Кроме того, участники дела не отрицали, что дома имеют разный класс энергоэффективности (д. 82 — класс Е, д. 84А — класс Е, д. 84Б — класс D), что также говорит о невозможности равномерного распределения объемов теплопотребления».

Удивительно, что суд принял во внимание классы энергоэффективности, на которые обращают внимание, похоже, лишь чрезвычайно любознательные граждане, которым интересно: а что же там за буквы начертаны на фасадах? В свое время велено было их обозначить, но никакого практического значения они так и не возымели. И вот они, наконец-то, оказались в центре внимания суда, который пришел к однозначному и очень красивому выводу: прибор, установленный в доме 84А, нельзя считать узлом учета тепла для всей «сцепки».

#ЖКХ #коммунальные услуги #деньги #суд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (7081) от 28.12.2021 под заголовком «Порочная сцепка ЖКХ».


Комментарии