Пуанты вместо канатов. Борис Эйфман провел экскурсию по Театру балета

Зеленый остров превращается в «спальный» район. Тем удивительнее на фоне бетонных «коробок» было видеть редкий пример спасения памятника промышленной архитектуры. Балетмейстер Борис Эйфман провел экскурсию по художественно-производственным мастерским своего Театра балета. Мастерские расположены в отреставрированном здании склада на Петровском проспекте, 20.

Пуанты вместо канатов. Борис Эйфман провел экскурсию по Театру балета | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Здание склада бывшей канатной фабрики находится среди нескольких подобных построек в «кирпичном стиле», но выделяется хорошим состоянием. Стены «сверкают» вычиненным кирпичом. По словам Эйфмана, из всех домов на территории бывшего завода «Канат» этот склад единственный, который находится в городской собственности. Поэтому в 2012 году стала возможна его передача в оперативное управление театру. Потребовалось несколько лет и 142 млн рублей, выделенных комитетом по культуре, чтобы провести реставрацию и приспособление здания под мастерские общей площадью более 2 тысяч кв. метров. Еще 43 млн рублей пожертвовал частный банк на приобретение современных компьютеризированных станков и другого оборудования.

Теперь все готово для работы. Основное пространство первого этажа - «покрасочный цех», там установлена камера, куда свободно поместится микроавтобус. Но главное - там бережно сохранены все 32 сосновых столба, которые держат балки, и крутая деревянная лестница на второй этаж, напоминающая корабельный трап.

На втором этаже - самый большой «живописный цех», где можно расписывать декорации площадью до 300 кв. метров.

25 специалистов, набранные в мастерские по конкурсу, могут все, от вытачивания сложных декораций до изготовления пуантов. Но Эйфман признает, что загрузить мастерские на полную мощность его Театр балета не в состоянии. Он выпускает за сезон одну премьеру и возобновляет один спектакль. Кстати, в сезоне-2019/20 театр выпустит «Страсти по Мольеру». Это будет совершенно новый спектакль, а не возобновление балета «Мольер и Дон Жуан».

Мастерские могут сделать декорации и костюмы для десяти спектаклей в год. Именно поэтому балетмейстер заинтересован в сотрудничестве с другими театрами. Как заметил Эйфман, «Театр музыкальной комедии и «Балтийский дом» мы уже обшивали, еще в старых цехах, и опыт был успешным».

«Санкт-Петербургские ведомости» поинтересовались у Бориса Яковлевича, как дела на остальных театральных стройках. Он ответил, что на строительстве Дворца танца на проспекте Добролюбова начались работы по забивке свай. Обещают построить здание к концу 2021 года: «Но буду счастлив, если откроемся в 2022-м». Тогда можно будет подумать о парке балетной славы рядом с дворцом. Он предполагался и в прежнем проекте театра в составе жилого комплекса «Набережная Европы».

Детский театр балета Академии танца Бориса Эйфмана на Введенской улице начнет работу в тестовом режиме в сентябре 2019 года, а официально откроется в ноябре во время Петербургского международного культурного форума. 1 сентября начнутся занятия в общеобразовательной школе при Академии танца Бориса Эйфмана. По его словам, важно, чтобы учащиеся школы получали полноценное среднее образование, которое позволит выбрать профессию, необязательно связанную с балетом.

Для справки. Канатная фабрика на Петровском острове была основана в 1800 году петербургским купцом Иоахимом Готом. Его потомки на протяжении более 100 лет владели предприятием, ставшим к началу ХХ века одним из крупнейших канатных производств в России. Во время блокады на территории фабрики «Канат» на берегу Малой Невы находился причал для боевых кораблей Балтийского флота. На одном из зданий фабрики установлена мемориальная доска, которая напоминает о тех днях. В марте 1943 года канатное производство возобновилось и продолжалось более полувека.

Театр балета Бориса Эйфмана получил складское здание фабричного комплекса - кирпичный амбар с дебаркадером и навесом, возведенный в начале ХХ века. Здание использовалось для хранения пряжи и смолы.

Возвращаясь в редакцию, мы прошли пешком от театральных мастерских до метро «Спортивная». Впечатление удручающее. Буквально за несколько лет Петровский остров превратился в «спальный» район, который начинается сразу за стадионом «Петровский». Тихий зеленый Петровский проспект стал оживленной городской магистралью. Ради наживы, используя пресловутый слоган «вы получите вид на воду», жадный девелопмент плотно застраивает территории бывших промышленных предприятий. Скоро, кроме Дома ветеранов сцены и мастерских Театра балета, там будут одни жилые коробки. Упущен шанс (и не первый) создать, сохранив исторические здания, зеленое общественное пространство в центре Петербурга. Остается надеяться, что спортсмены и физкультурники не отдадут стадион «Петровский» под так называемое жилищное развитие.

Читайте также о том, что Петербург отмечает 175-летие Николая Римского-Корсакова.

#Борис Эйфман #балет #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 070 (6423) от 17.04.2019 под заголовком «Пуанты вместо канатов».


Комментарии