Птенцы гнезда Александрова

Поразительный исторический факт: убийцам императора Александра II на суде были предоставлены адвокаты. «Тиран» погиб от рук террористов, но созданная им правовая система, одномоментно выдернувшая Россию из средневековья и поставившая ее в ряд передовых мировых держав, исправно работала. За три года до этого — мыслимое ли дело! — была оправдана судом Вера Засулич, стрелявшая в питерского градоначальника Трепова. Степень развития правовых институтов в том «царстве тирании» нам, жившим потом в «самой свободной стране мира», не снилась и в сладком сне. Полуслепая женщина, покушавшаяся на жизнь вождя мирового пролетариата (а многие считают, что просто избранная жертвой), как мы помним, была расстреляна без суда и следствия.

Птенцы гнезда Александрова | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Возможность провести подобные исторические параллели появится у каждого, кто посетит выставку «Служа закону, правде, чести», открывшуюся 20 ноября в здании Российского государственного исторического архива (РГИА) и подготовленную его сотрудниками вместе с Федеральной палатой адвокатов и Адвокатской палатой Санкт-Петербурга.

Дата поистине эпохальная — в этот день 150 лет назад император Александр II подписал указ Правительствующему Сенату «Об учреждении судебных установлений и судебных уставах». Тогда, как считается, и родилась российская адвокатура (впрочем, суды и прокуратура тоже, но свой день рождения они почему-то предпочитают не праздновать).

Почерк, которым написаны царские указы, — идеально ровный, каллиграфический. Вот тот самый исторический Манифест об отмене крепостного права. По сути — «революция сверху». Монарх собственноручно ломает многовековую систему рабства. Дальше уже ведет логика событий. Свободным людям нужен свободный суд. И 29 сентября 1862-го выходят «Основные положения преобразования судебной части в России». Одна из глав этого документа предусматривала наличие при судебных местах присяжных поверенных, участие которых в судебном процессе признавалось «не только полезным, но даже необходимым».

Присяжные поверенные — это те самые адвокаты, которые защищают «не преступление, а преступника». Наличие альтернативной точки зрения, таким образом, «тоталитарное государство» считало для себя обязательной! Разумеется, передовая часть общества восприняла этот призыв с воодушевлением. Адвокатами стали люди, представлявшие собой цвет российской интеллигенции. Россия шла «из царства необходимости в царство свободы» семимильными шагами.

Фантастический судьбоносный взлет (где бы мы были сейчас, если бы он продолжался!) остановила бомба цареубийцы Гриневицкого. Удар «по свободам» был нанесен катастрофический. Александр III приостановил открытие новых Советов присяжных поверенных и ограничил принятие в число адвокатов лиц нехристианских вероисповеданий.

Оставшегося «воздуха», правда, еще хватило для того, чтобы адвокаты были предоставлены бросившим вызов власти лейтенанту Шмидту и команде мятежного броненосца «Потемкин». С блеском было выиграно «дело Бейлиса». Но, лишив общество «кислорода свободы», монархия поставила на себе крест.

Истории было угодно, чтобы противоборство двух эпох возглавили присяжный поверенный Керенский и бывший помощник присяжного поверенного Ульянов. Взяв власть, последний воплотил в жизнь свой тезис еще 1905 года: «Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает». Декретом Совнаркома # 1 от 22 ноября 1917 года институт присяжной адвокатуры был упразднен.

Исход известен.

— Социалистическая законность отличается от просто законности, как электрический стул от просто стула, — с сарказмом заметил один из видных российских адвокатов Генри Резник в своем докладе под названием «Невыученные уроки».

Доклад этот прозвучал в актовом зале РГИА, где состоялась юбилейная всероссийская конференция «Адвокатура: вчера, сегодня, завтра». Резник поставил вопросы ребром. Что изменилось с советских времен, когда адвокат был просто декорацией в судебном процессе? Достигла ли наша правовая система той планки, которая была задана полтора века назад? Казалось бы, надежда на это появилась, когда лидеры новой России провозгласили необходимость проведения судебной реформы. Прошло двадцать с лишним лет, можно подводить кое-какие итоги...

Увы, полноценного права на судебную защиту, убежден Резник, граждане России до сих пор не имеют. Баланс сил нарушается еще на стадии следствия, когда прокуратура фактически лишена права полноценного надзора за ним. Обнаружив незаконные действия, она не может активно вмешаться, а может только «доложить по инстанции». Сочтя расследование незаконным, не прекращает его, а лишь возвращает дело обратно следователю.

На стадии суда неравенство усугубляется. Государство явно «пережимает». В царское время, к примеру, суд присяжных мог действовать по всем составам преступлений, а сейчас — только по некоторым, и то его полномочия постоянно сужаются.

Господствует и «право сильного» — судебный процесс часто превращается в «соревнование кошельков». Тех, кто не имеет средств на дорогие адвокатские услуги (а таковых у нас большинство), защищают «адвокаты по назначению», которым государство платит... 550 рублей в день. Качество этой защиты можно представить (для сравнения: такой же адвокат во Франции стоит государству 80 евро, но уже в час).

Историю свою мы знаем плохо. А иногда не хотим знать просто намеренно.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (5347) от 25.11.2014.


Комментарии