«Проворный» покидает стойло

В редакцию позвонили читатели: «На Витебском вокзале идет разборка стеклянного павильона, в котором был представлен легендарный состав поезда и паровоза «Проворный». Странно, что это происходит в канун очередного юбилея Российских железных дорог. Может быть, вам известно, кому помешал исторический памятник и куда его теперь отправят?»

«Проворный» покидает стойло | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Для проверки информации наш фотокорреспондент Дмитрий Соколов отправился на Витебский вокзал, и, как говорится, факты подтвердились. Павильон действительно был разобран, а «Проворный» стоял на платформе без трубы, упакованный в полиэтилен в ожидании отправки. Чтобы прояснить ситуацию, нам пришлось сделать более десяти телефонных звонков. В итоге выяснилось, что в процессе реформирования отрасли эта техника оказалась бесхозной, т. е. ни у кого на балансе не стоит.

Вопрос о переносе «Проворного» встал еще два года назад. Тогда планировалось его установить на новой площадке Музея железнодорожной техники у Балтийского вокзала. Однако в музее предусмотрены только места для оригиналов, а «Проворный» - это макет паровоза в натуральную величину, построенный 30 лет назад силами сотрудников и студентов Ленинградского института железнодорожного транспорта (ныне ПГУПС).

«В его создании также принимали участие электровагоноремонтный завод и локомотивные депо ОЖД, - вспоминает тогдашний заместитель начальника Октябрьской магистрали Александр Беженаров. - Исторический «Проворный» не сохранился, на тот момент не было и технической документации. Но в Центральном музее железнодорожного транспорта есть его модель, изготовленная студентами Технологического института еще в 1839 году в масштабе 1:4. Она и стала источником для воссоздания паровоза».

Каждое депо занималось своим делом. Было расписано, не только где делают колесные пары, системы рессорного подвешивания, рамы, но и трубу, котел, топку. В депо ТЧ-9 в то время работал удивительный человек слесарь 6-го разряда Антон Брониславович Орловский. Под его руководством и создавался этот уникальный экспонат. Своим энтузиазмом он буквально заражал молодежь.

«Для нынешнего поколения должно быть честью сохранить то, что сумели сотворить их предки», - считает Александр Беженаров.

Паровоз «Проворный» и три вагона были установлены на Витебском вокзале, когда отмечалось 150-летие Царскосельской железной дороги. 20 лет спустя, к 170-летнему юбилею железных дорог, макет был полностью обновлен и начищен до блеска. Тогда такой подарок всем приезжающим в город на Неве сделали Октябрьская магистраль со студентами пятого курса кафедры «Локомотивы» Петербургского госуниверситета путей сообщения под руководством доцента Леонида Сапрыкина. А средства для реконструкции выделил негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние». Со временем предполагалось сделать и подсветку уникального экспоната. Но, увы...

«К чемпионату мира по футболу у нас идет модернизация всех вокзалов, в том числе и Витебского, - объяснил необходимость переезда «Проворного» директор Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов филиала РЖД Валерий Никитин. - Площадь, на которой был установлен павильон с макетом старинной техники, будет задействована для обслуживания пассажиров пригородного сообщения. Вагоны с паровозом передаются Детской железной дороге».

«Когда речь зашла о переносе макета «Проворного» и его вагонов, я сразу предложил рабочей комиссии отдать его нам на Детскую железную дорогу. Сохранить этот памятник - дело моей чести, - сказал начальник МЖД Владимир Чиликин. - Мы готовы принять экспонаты и временно хранить их в ангаре. Если найдутся средства на обновление его, то к открытию сезона на Детской железной дороге установим «Проворный» в Пушкине. Сохранить макет исторического памятника для меня важно, ведь я был участником его создания. Старшие товарищи выполняли большую работу, а я, пацан, выпиливал болты - тогда для меня это была большая честь».

Однако дело сохранения этого памятника для потомков будет невозможным без помощи руководства Октябрьской железной дороги и городских властей.

Читайте также по теме ранее: Поезд со второго этажа.

#Витебский вокзал #«Проворный» #павильон

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...