Противостояние между пешеходами и недоумками-самокатчиками становится все острее

— Ой! — от горестного вскрика вся остановка невольно замерла. Из рук стоящей чуть впереди меня женщины вылетел телефон и шмякнулся на асфальт. Причем совершить головокружительное сальто ему «помог» мужчина в полной спортивной экипировке, пронесшийся на своем электросамокате фактически рядом с достававшей в этой время из сумки аппарат женщиной.

Противостояние между пешеходами и недоумками-самокатчиками становится все острее | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

На остановке общественного транспорта «Проспект Луначарского, 78» (со стороны Муринского парка в сторону станции метро «Академическая») подобные сцены ежедневны. Это вообще не «место встречи» пассажиров с автобусами, а квест, название которому «не дай себя покалечить». Забывающие обо всех и вся летающие мимо велосипедисты, роллеры и, конечно, самокатчики — притча во языцех всех жителей района.

О том, что это остановка, напоминают лишь указательный знак да разметка. Нет, справедливос­ти ради: в полуметре от разметки с каждой стороны установлено еще по так называемому знаку (в ПДД его нет), говорящему о том, что езда на двух колесах здесь запрещена. Но за достаточное количество лет жизни в этом районе не видела ни одного, кто бы его «уважил».

Да и зачем? Пешеход не стена, можно и подвинуть, а особо непонятливых с разной степенью силы пнуть, особенно если к тебе стоят спиной и не видят, как ты здорово и с ветерком рассекаешь местную вселенную на электродруге…

Вокруг электросамокатов копий сломано множество. И газета в одной из последних публикаций не зря назвала их «развозчиками беды». Вот уже и скорость им ограничили (тем, что в каршеринге). А как регулировать оную на электросамокатах, находящихся в личной собственности? Если только совестью… С которой, как показывает практика, у владельцев этих железных коняшек явные сложности.

И если велосипедисты хотя бы предупредительный сигнал могут дать, а роллеры, явление пока еще (ура!) на улицах города не слишком массовое, то вот разновозрастные горожане на электросамокатах — источник повышенной опасности для пешеходов, причем не где‑нибудь, а на своей «законной территории», на тротуарах.

Тут, кстати, возвращаясь с работы, вообще недопустимую сцену наблюдала — самокатчики, которые явно не слышали про ограничения скорости, неслись на всех парусах мимо ожидающих транспорт у станции метро «Политехническая». Причем маршрут прокладывали покороче, как раз по тротуару между дорогой, где подъезжал в это время троллейбус, и людьми, к нему устремившимися. И последним пришлось подвинуться. И правда, не лезть же под колеса несущихся на всех парах юных гонщиков?

А что уж говорить про улицы, коих несчетное множество в нашем городе, где и двоим пешеходам сложно разминуться. Электросамокатов там вообще не должно быть, но они и туда допущены…

С уважением отношусь к бизнесу, в том числу и подобному, но считаю, что электросамокатам и их любителям место на специальных территориях, где можно спокойно погонять, не боясь никого покалечить. Благо в городе полно площадок, где спокойно рассекают любители подобного экстремального вида передвижения.

Там же, где ходят люди, где гуляют старики, мамочки катают коляски, да дети бегают, не должно быть ничего, что могло бы подвергать их опасности. И это считаю элементарными правилами поведения в обществе. Причем для всех без исключения.

Алла ПОЛИНА

ОТ РЕДАКЦИИ. Похоже, противостояние между пешеходами и самокатчиками год от года становится все острее. Не спасает и то, что средства индивидуальной мобильности (СИМ) уже не раз пытались ввести в правовое русло.

Напомним, с 1 марта вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, согласно которым СИМ теперь считаются транспортными средствами. Но не механическими. То есть, по сути, они приравнены к велосипедам с правом передвижения по тротуару.

А теперь внимание! Ключевым пунктом этих правил стало ограничение предельной скорости движения самоката до 25 км/ч. То есть минимум в пять раз быстрее пешехода. И представьте, что на такой скорости на вас наезжает тяжелый самокат. Даже взрослый человек может получить серьезные травмы, не говоря уже о детях и пожилых гражданах.

Совсем не единичный случай. Четырехлетняя девочка вместе с бабушкой спокойно шли по улице. Кто мог ожидать, что мимо них промчится компания здоровенных парней на арендованной технике? Судя по кад­рам видео с уличных камер, опубликованных пресс-службой прокуратуры Москвы, скорость их самокатов приближалась к максимальной. Один из наездников ребенка сбил. Девочка оказалась в больнице с тяжелой черепно-мозговой травмой…

Выход видится только один — полностью запретить самокатчикам ездить по тротуарам. Поскольку скорость движения 25 км/ч там, где ходят пешеходы, недопустима.

О том же говорит и депутатское обращение, в последний майский день направленное Госдумой в МВД и Минтранс. Для обеспечения безопасности пешеходов оно требует снизить скорость прокатных электросамокатов и электровелосипедов до 15 км/ч, запретить им проезд по пешеходным улицам, а также пользоваться этими средствами передвижения людям до 18 лет.

Создатели обращения наверняка опирались на статистику, а согласно ей, за последние три года число происшествий, связанных с СИМ, выросло вдвое: если в 2020‑м таких ДТП было 430, то в 2022 году их произошло 976, а в 2023‑м — 941.

Депутатскую инициативу уже поддержал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. А за предлагаемые меры, согласно опросу Superjob, высказались 59 % россиян, убежденных, что это поможет снизить число дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов. Среди населения крупных городов самый высокий уровень поддержки инициативы в ее нынешнем виде — в Петербурге (62 %) и Казани (61 %).

Кстати, электросамокатов скоро станет явно меньше в Париже. Там их аренда с 1 сентября будет запрещена. За такую меру на референдуме проголосовали 89 % горожан. Обращаем внимание: запрет касается не использования СИМ, а именно их аренды. Логику властей понять можно. По их данным, больше всего безобразий совершается именно на арендованных самокатах, собственники же к своим «игрушкам» относятся более ответственно.

Интересно, какой результат дал бы аналогичный референдум у нас?


#электросамокаты #СИМ #самокат

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7439) от 20.06.2023 под заголовком «Красный свет для самоката».


Комментарии