Проснитесь, монументалисты!

От­кры­тие вы­став­ки фо­тогра­фий «300 лет мо­ну­мен­таль­но­го ис­кус­ст­ва Пе­тер­бур­га» в Смоль­ном со­бо­ре, под­го­тов­лен­ной Со­юзом ху­дож­ни­ков Пе­тер­бур­га, со­про­вож­да­лось об­суж­де­ни­ем, как до­лжны вы­гля­деть «спаль­ные» квар­та­лы.

Проснитесь, монументалисты! | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мо­ну­мен­та­лист Вла­ди­мир Ми­хай­лов про­шел по ис­то­ри­чес­ко­му цент­ру и но­вым рай­о­нам и от­снял па­мят­ни­ки, де­ко­ра­тив­ную скульп­ту­ру, фа­са­ды и ин­те­рье­ры зда­ний, ук­ра­шен­ных про­из­ве­де­ния­ми мо­ну­мен­таль­но­го ис­кус­ст­ва. Ес­ли го­во­рить толь­ко о зда­ни­ях, то диа­па­зон по­ка­зан­но­го на вы­став­ке за­ни­ма­ет боль­ше ста лет: от жи­во­пи­си в Ис­аа­ки­ев­ском со­бо­ре до мо­за­ик на зда­нии мат­ме­ха СПбГУ в Пе­тер­го­фе, по­стро­ен­но­го в на­ча­ле 1980-х го­дов.

Пос­лед­ний сни­мок по­явил­ся на вы­став­ке не слу­чай­но, в 1986 го­ду вы­шло пар­тий­ное по­ста­нов­ле­ние «О ме­рах по даль­ней­ше­му раз­ви­тию изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва и по­выше­нию его ро­ли в ком­му­нис­ти­чес­ком вос­пи­та­нии тру­дя­щих­ся».

Сей­час важ­ны не идео­ло­ги­чес­кие ус­та­нов­ки то­го во всех смыс­лах да­ле­ко­го от нас вре­ме­ни. Этот до­ку­мент раз­ре­шал вклю­чать в смет­ную сто­и­мость стро­итель­ных ра­бот за­тра­ты на ху­до­же­ст­вен­ное офор­мле­ние зда­ний. До 2 про­цен­тов от об­щей сто­и­мос­ти— для об­щест­вен­ных и про­из­вод­ст­вен­ных зда­ний. До одно­го про­цен­та— для жи­лых до­мов и при фор­ми­ро­ва­нии но­вых гра­до­стро­и­тель­ных мас­си­вов. На прак­ти­ке сло­во «раз­ре­шал» озна­ча­ло— обя­зы­вал.

За­ме­ча­ние про мас­си­вы осо­бен­но ак­ту­аль­но сей­час, ког­да на­блю­да­ет­ся бум жи­лищ­но­го стро­итель­ст­ва. Ху­дож­ни­ки-мо­ну­мен­та­лис­ты счи­та­ют, что Пе­тер­бур­гу не­об­хо­дим го­род­ской за­кон, ана­ло­гич­ный пар­тий­но­му по­ста­нов­ле­нию, ко­то­рый обя­жет всех ин­вес­то­ров, вне за­ви­си­мос­ти от фор­мы соб­ст­вен­нос­ти, де­лать от­чис­ле­ния на ху­до­же­ст­вен­ное офор­мле­ние но­вых зда­ний и мик­ро­рай­о­нов.

Тог­да, по их мне­нию, мож­но бу­дет ре­шить про­бле­му мо­но­тон­нос­ти, без­ли­кос­ти много­этаж­ных джун­глей, где бе­тон­ные до­ма по­чти не от­ли­ча­ют­ся один от дру­го­го.

По­нят­но, что по­ка это дек­ла­ра­ция, и путь до юри­ди­чес­ки вы­ве­рен­но­го до­ку­мен­та со­всем не близ­кий. Да­же ес­ли со­брать день­ги, еще боль­шой во­прос, где их ак­ку­му­ли­ро­вать и кто бу­дет ре­шать, на что имен­но рас­хо­до­вать. Кон­курс­ные про­це­ду­ры мо­гут ока­зать­ся слиш­ком слож­ны­ми и дол­ги­ми. А каж­дый день за­держ­ки стро­итель­ст­ва ля­жет на це­ну квад­рат­но­го мет­ра для по­тре­би­те­ля.

Воз­мо­жен и дру­гой ва­ри­ант ре­ше­ния про­бле­мы, о ко­то­ром в пос­лед­нее вре­мя го­во­рят ур­ба­нис­ты и де­ве­ло­пе­ры. По­ку­па­те­ли, не­взи­рая на эко­но­ми­чес­кий кри­зис, вос­тре­бу­ют ком­форт­ное жи­лье, да­же ес­ли оно до­ро­же. В это по­ня­тие вхо­дит не толь­ко удоб­ная пла­ни­ров­ка квар­тир, но и зе­ле­ные дво­ры, детс­кие пло­щад­ки, фа­са­ды, ра­дую­щие глаз. Все то, что мы на­зы­ва­ем ди­зай­ном го­род­ской сре­ды. Стро­ить без­ли­кие зда­ния ста­но­вит­ся эко­но­ми­чес­ки не­вы­год­но.


ПРЯ­МАЯ РЕЧЬ

Свет­ла­на СИ­МИ­НА, ху­дож­ник-мо­ну­мен­та­лист:

— Пи­тер— это цвет­ной го­род. Цвет­ные фа­са­ды пре­крас­но под­дер­жа­ны вер­ти­каль­ным озе­ле­не­ни­ем, цве­та­ми, ко­то­рые по­яви­лись в на­шем го­ро­де, со­зда­вая празд­нич­ное на­стро­ение. Это в боль­шей сте­пе­ни мож­но от­не­сти к ис­то­ри­чес­ким рай­о­нам. «Спаль­ные» райо­ны— се­рые и одно­об­раз­ные— на­до пре­об­ра­зо­вы­вать, со­зда­вая празд­ник и там.

Ра­бо­та мо­ну­мен­та­лис­тов до­лжна быть вид­на в го­ро­де. У каж­дой го­род­ской тер­ри­то­рии до­лжно быть свое ли­цо. Во Фран­ции я ви­де­ла боль­шой мик­ро­рай­он, его жи­те­ли го­во­рят: «Я жи­ву в «чай­ках». Об­раз чай­ки ра­зыгры­ва­ет­ся изо­бра­же­ния­ми пти­цы на зда­ни­ях, в де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­ре, ко­ло­рис­ти­ке. Че­ло­век чув­ст­ву­ет свою со­при­част­ность к мес­ту. Срав­ни­те: «Я жи­ву на уг­лу ули­цы ре­во­лю­ци­о­не­ра та­ко­го-то и ака­де­ми­ка та­ко­го-то». С мало­го на­чи­на­ет­ся лю­бовь к свое­му го­ро­ду.

Нуж­но, что­бы каж­дый мик­ро­рай­он имел свое уни­каль­ное об­раз­ное ху­до­же­ст­вен­ное ре­ше­ние, что­бы не по­вто­ря­лась ис­то­рия, пре­крас­но по­ка­зан­ная Ря­за­но­вым в филь­ме «Иро­ния судь­бы, или С лег­ким па­ром!».

На­чи­нать на­до с со­зда­ния це­ле­вой про­грам­мы по пре­об­ра­зо­ва­нию го­род­ской сре­ды за пре­де­ла­ми ис­то­ри­чес­ко­го цент­ра. Ее пер­вая за­да­ча— оп­ре­де­лить гра­ни­цы мик­ро­рай­о­нов, где бу­дет еди­ное ху­до­же­ст­вен­ное ре­ше­ние в каж­дом из них. За­тем предо­ста­вить сло­во ху­дож­ни­кам-мо­ну­мен­та­лис­там, сту­ден­там про­филь­ных ву­зов, что­бы они пред­ло­жи­ли свои ре­ше­ния. По­ка­зать эс­ки­зы на вы­став­ках, ор­га­ни­зо­вать ши­ро­кое пуб­лич­ное об­суж­де­ние. По ито­гам всех раз­го­во­ров и об­суж­де­ний бу­дет яс­но, на­сколь­ко обо­сно­ван­ны пре­тен­зии ху­дож­ни­ков на со­зда­ние но­вой сре­ды.

От­ку­да взять сред­ст­ва? Не­обя­за­тель­но лить ту же чай­ку из брон­зы, мож­но сде­лать ее из це­мен­та и кра­си­во рас­кра­сить. Точ­но так же мо­заи­ка мо­жет быть не из смаль­ты, а из кам­ня и т. д.

Но глав­ное— ну­жен за­кон о фи­нан­си­ро­ва­нии раз­ви­тия го­род­ской сре­ды. В нем мо­жет быть обо­зна­че­на про­це­ду­ра от­бо­ра про­из­ве­де­ний спе­ци­аль­но со­здан­ным ху­до­же­ст­вен­ным со­ве­том по мо­ну­мен­таль­но­му ис­кус­ст­ву.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5343) от 19.11.2014.


Комментарии