Проснитесь, монументалисты!
Открытие выставки фотографий «300 лет монументального искусства Петербурга» в Смольном соборе, подготовленной Союзом художников Петербурга, сопровождалось обсуждением, как должны выглядеть «спальные» кварталы.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Монументалист Владимир Михайлов прошел по историческому центру и новым районам и отснял памятники, декоративную скульптуру, фасады и интерьеры зданий, украшенных произведениями монументального искусства. Если говорить только о зданиях, то диапазон показанного на выставке занимает больше ста лет: от живописи в Исаакиевском соборе до мозаик на здании матмеха СПбГУ в Петергофе, построенного в начале 1980-х годов.
Последний снимок появился на выставке не случайно, в 1986 году вышло партийное постановление «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся».
Сейчас важны не идеологические установки того во всех смыслах далекого от нас времени. Этот документ разрешал включать в сметную стоимость строительных работ затраты на художественное оформление зданий. До 2 процентов от общей стоимости— для общественных и производственных зданий. До одного процента— для жилых домов и при формировании новых градостроительных массивов. На практике слово «разрешал» означало— обязывал.
Замечание про массивы особенно актуально сейчас, когда наблюдается бум жилищного строительства. Художники-монументалисты считают, что Петербургу необходим городской закон, аналогичный партийному постановлению, который обяжет всех инвесторов, вне зависимости от формы собственности, делать отчисления на художественное оформление новых зданий и микрорайонов.
Тогда, по их мнению, можно будет решить проблему монотонности, безликости многоэтажных джунглей, где бетонные дома почти не отличаются один от другого.
Понятно, что пока это декларация, и путь до юридически выверенного документа совсем не близкий. Даже если собрать деньги, еще большой вопрос, где их аккумулировать и кто будет решать, на что именно расходовать. Конкурсные процедуры могут оказаться слишком сложными и долгими. А каждый день задержки строительства ляжет на цену квадратного метра для потребителя.
Возможен и другой вариант решения проблемы, о котором в последнее время говорят урбанисты и девелоперы. Покупатели, невзирая на экономический кризис, востребуют комфортное жилье, даже если оно дороже. В это понятие входит не только удобная планировка квартир, но и зеленые дворы, детские площадки, фасады, радующие глаз. Все то, что мы называем дизайном городской среды. Строить безликие здания становится экономически невыгодно.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Светлана СИМИНА, художник-монументалист:
— Питер— это цветной город. Цветные фасады прекрасно поддержаны вертикальным озеленением, цветами, которые появились в нашем городе, создавая праздничное настроение. Это в большей степени можно отнести к историческим районам. «Спальные» районы— серые и однообразные— надо преобразовывать, создавая праздник и там.
Работа монументалистов должна быть видна в городе. У каждой городской территории должно быть свое лицо. Во Франции я видела большой микрорайон, его жители говорят: «Я живу в «чайках». Образ чайки разыгрывается изображениями птицы на зданиях, в декоративной скульптуре, колористике. Человек чувствует свою сопричастность к месту. Сравните: «Я живу на углу улицы революционера такого-то и академика такого-то». С малого начинается любовь к своему городу.
Нужно, чтобы каждый микрорайон имел свое уникальное образное художественное решение, чтобы не повторялась история, прекрасно показанная Рязановым в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Начинать надо с создания целевой программы по преобразованию городской среды за пределами исторического центра. Ее первая задача— определить границы микрорайонов, где будет единое художественное решение в каждом из них. Затем предоставить слово художникам-монументалистам, студентам профильных вузов, чтобы они предложили свои решения. Показать эскизы на выставках, организовать широкое публичное обсуждение. По итогам всех разговоров и обсуждений будет ясно, насколько обоснованны претензии художников на создание новой среды.
Откуда взять средства? Необязательно лить ту же чайку из бронзы, можно сделать ее из цемента и красиво раскрасить. Точно так же мозаика может быть не из смальты, а из камня и т. д.
Но главное— нужен закон о финансировании развития городской среды. В нем может быть обозначена процедура отбора произведений специально созданным художественным советом по монументальному искусству.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5343) от 19.11.2014.
Комментарии