Прошел месяц из одиннадцати, отведенных на капремонт станции «Удельная»
Месяц из одиннадцати, отведенных на капремонт станции «Удельная», уже прошел. Срок достаточный, чтобы пассажирам привыкнуть к новым маршрутам, а транспортникам — отладить и настроить их так, чтобы все работало максимально ритмично. Без сбоев в расписании, столпотворений на остановках и в действующих станциях метро. Для знакомства с наземными вариантами перемещения от закрытой «Удельной» к ближайшим работающим станциям метро корреспондент «СПб ведомостей» выбрала послеобеденное время с захватом вечернего часа пик. Вывод, сделанный после четырехчасового катания на трамваях, автобусах и электричках: не без проблем, конечно, но «дублеры» «Удельной» все же вывозят ее пассажиров неплохо. Автобусы не забиты битком, у трамваев действительно небольшие интервалы — так что и после прибытия электрички остановка не успевает заполниться народом. Однако нагрузка на ближайшие станции «Озерки» и «Пионерскую», Финляндский вокзал и магистрали, по которым перемещается усиленный общественный транспорт, конечно, возросли. И что‑то подсказывает, что процесс донастройки еще не закончен.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Наполнены наполовину
Не забываем, что нынче одновременно закрылись две станции на синей ветке — «Удельная» и «Фрунзенская» (последняя — на три года). Но они размещаются на разных ее концах, так что негативной синергии от такого дуплета вряд ли стоит ожидать.
И ситуация на них совершенно разная. Открытая еще в 1961 году «Фрунзенская» никогда не была особо нагруженной, на своей ветке она — аутсайдер по пассажиропотоку (около полумиллиона человек в месяц). Правда, в последние годы трафик подрос из‑за активной застройки территории бывшего комбината «Петмол» и путевого хозяйства у Варшавского вокзала. Работала «Фрунзенская» перед реконструкцией далеко не на пределе возможностей. К тому же вокруг нее сложилась сеть стабильных наземных маршрутов с небольшими интервалами движения, которые возили людей к соседним станциям метро — «Технологическому институту» и «Московским воротам». Это автобусы № 50 и 225, троллейбусы № 15 и 17. Чтобы смягчить неудобства для горожан от закрытия «Фрунзенской», транспортники усилили движение 50‑го автобуса и троллейбусов, пустили 263‑й по Парфеновской улице к «Балтийской» и «Московским воротам». До «Балтийской» и «Обводного канала» по его набережной теперь с ветерком довозит 65‑й автобус. По данным «Организатора перевозок», средняя наполняемость транспортных средств утром в направлении от «Фрунзенской» не превышает 50 %. Так что для пассажиров главной неприятностью от закрытия этой станции можно считать лишь появление лишней пересадки на наземный транспорт.
Продлены и усилены
Другое дело — «Удельная» — значимый пересадочный узел. Сюда автобусы везут жителей из Коломяг, а электрички — дачников из многочисленных поселков и садоводств Выборгского направления. По выходным появляется еще один центр притяжения народа — здешний блошиный рынок.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Как рассказали в комитете по транспорту, закрытую «Удельную» компенсировали 13 маршрутов наземного транспорта: десять автобусных и три трамвайных. Пассажиров перевозят в общей сложности более 180 автобусов и трамваев по будням и свыше 120 — по выходным. В будни количество рейсов увеличили примерно на сотню. В городском профильном комитете сообщили, что интервал движения транспорта в утреннее время составляет от одной до трех минут в зависимости от направления. Например, на пр. Энгельса у закрытой «Удельной» в часы пик интервал всего минута-две, на остановке «Станция Удельная» западнее железнодорожного переезда — около двух минут.
Продлены трассы автобусов. На 38‑м и 45‑м теперь можно доехать до «Пионерской», на № 85 — до «Комендантского проспекта» и на № 222 — до «Озерков». Также, по информации комтранса, автобусов добавилось на маршрутах № 86, 93, 171, 45 и 222. Усилены и трамвайные № 20 и 21.
С севера в центр и обратно
Прежний среднемесячный пассажиропоток «Удельной» — около 800 тыс. человек. Эта нагрузка перераспределилась преимущественно между «Озерками» (было около 1,1 млн человек в месяц), «Площадью Ленина» (около 2 млн), «Пионерской» и «Проспектом Просвещения» (по 1,8 млн).
Финляндский вокзал — практически центр города, и для дачников с северного направления, возвращающихся домой на север (пр. Просвещения, Озерки, Парнас), это означает большой крюк. Но они выбирают именно этот путь. Во-первых, «Ласточки» до Выборга останавливаются только на «Удельной», а в Шувалове и Озерках — нет, и пока что Северо-Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) об организации дополнительных остановок «Ласточек» не сообщала. Во-вторых, ближайшие железнодорожные станции Озерки и Шувалово расположены далеко от метро. А до Финляндского от «Удельной» доехать можно за 9 минут на «Ласточке» и за 11 – 12 на обычной электричке. Потом, правда, придется попотеть в метро с переходами с одной ветки на другую, а потом на третью. Да и путь получается уже не близкий…
Подготовились к наплыву
Железная дорога к увеличению пассажиропотока после закрытия «Удельной» конечно, готовилась. Как сообщили в СЗППК, на обеих станциях была усилена работа пригородных касс, в часы пик открываются дополнительные окна, увеличено число работников, помогающих пассажирам купить билет через терминалы самообслуживания. На «Удельной» в павильоне № 4 установлены два дополнительных терминала, а у касс разместили QR-коды для быстрого приобретения билетов через мобильное приложение «РЖД пассажирам». На Финляндском вокзале заменили все турникеты при выходе с платформ на более современные — эргономичные и быстрые.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Да и количество путей, которые обслуживают исключительно электрички, здесь увеличилось. Теперь поезда дальнего следования принимают и отправляют там, где когда‑то стояли скоростные «Аллегро». Для «дальних» пассажиров устроен отдельный проход на посадку со стороны Боткинской улицы через зал «Экспресс», выход — через ворота на первой платформе, билеты им также продают в отдельных кассах поблизости.
Как итог — задержки на входе и выходе из вокзала вполне укладываются в обычные «летнепиковые» рамки. Несмотря на закрывшуюся «Удельную»…
Ногами надежнее
…До «Озерков» полупустой трамвай № 9 довозит от «Удельной» за 12 минут. Неплохо. И народу немного…
Обратно тестирую 222‑й автобус-гармошку: всего три остановки, но из‑за заторов в районе Поклонной горы до остановки «Рашетова улица» плетемся еле‑еле. Автобус старый, без кондиционера, рычит и трясет. Доехали за 17 минут.
Решаю испытать путь от «Удельной» до «Пионерской». «Лазурники» под номером 279 подкатывают к своей остановке за переездом один за другим, народ в салонах есть, но без перебора — тут вывоз и подвоз к «Удельной», похоже, работает хорошо.
Меняю свой план и перемещаюсь на остановку «Енотаевская улица» на пр. Энгельса.
— Сейчас подойдет 38‑й, я его жду, — говорит мне милая барышня на остановке. — Он быстро до «Пионерской» долетит. Я в последнее время на нем езжу с работы, расписание мне удобно. Это какой‑то новый маршрут, раньше его здесь не было.
Действительно быстро: отъехали в 18.15, прибыли к «Пионерской» уже в 18.21 — дорога до метро (шесть остановок!) заняла всего шесть минут. В салоне нас было пятеро.
Решаю тем же маршрутом вернуться к «Удельной». Но это уже иная реальность: 38‑й в обратном направлении приезжает только через полчаса, в 18.58, а потом тащится по жаре и пробкам на проспектах Испытателей и Энгельса целых 26 минут. Востребованным его и сейчас не назовешь — в автобусе средней вместимости (чуть побольше «ПАЗика») все время есть сидячие места… С завистью смотрю в окно на людей, бодро шагающих по дорожкам Удельного парка, который наш автобус объезжает по периметру: никаких дорожных мучений они не ведают, свежим воздухом дышат, здоровья набираются. Навигатор сообщает, что от «Пионерской» до «Удельной» напрямик через парк — всего 2,3 км, или 23 минуты хода. От «Удельной» до «Озерков» — 2,7 км.
Чему не рады Коломяги
Удлинению своего маршрута № 38 оказались не рады жители Коломяг. Точнее, так: они не рады удлинению, сделанному без усиления. Просят власти либо добавить автобусов на 38‑й, либо вернуть прежнее расписание и трассу.
— Маршрут продлили до «Пионерской», но водителей не хватает, и на маршруте так и осталось два автобуса, — сетует местная жительница. — А после четырех часов, когда первый автобус заканчивает смену, вообще один борт остается. Если утром на работу мы еще как‑то добираемся, то с работы люди, живущие по этому маршруту, ждут автобуса иной раз полтора-два часа, а потом пешком идут 30 – 40 минут. Ладно, сейчас лето, а как зимой? Какой смысл такого автобуса, если он идет раз в два часа? Необходимо вернуть старое расписание и оставить прежний маршрут.
— Самое интересное то, как изменились 38‑й и 45‑й автобусы, — замечают коломяжцы, давно мечтающие о прямом автобусе до «Озерков». — Получается, если нужно, то можно пускать автобусы к «Пионерской» по кратчайшему пути — по Афонской улице. При этом, к сожалению, прямой маршрут из Коломяг до станции метро «Озерки» так и не запланирован…
Вообще‑то автобусный маршрут из Коломяг к «Озеркам» существует (№ 208), только устраивает он немногих коломяжцев — и ходят автобусы редко, и путь долгий, почти круговой. Дачники тоже не слишком довольны: эта трасса пролегает через пробочный проспект Энгельса, из‑за чего дорога от «Удельной» до «Озерков» после 16.00 – 16.30 занимает минут сорок, а то и больше.
А если короткие «шаттлы»?
Молодые, спортивные и не отягощенные грузом или детьми граждане по летнему погожему времени, конечно, могут выбрать экономичный и экологичный пеший путь от «Удельной» и к «Пионерской», и к «Озеркам». Но вот хронически нагруженным дачникам это вряд ли подойдет, особенно пожилым. В городских пабликах они обсуждают проблему и делятся друг с другом идеями (мечтами) на эту тему. Встречаются дельные предложения.
— Нужен транспорт (короткие «шаттлы») от метро до платформ: станция метро «Озерки» — платформа «Озерки», платформа «Шувалово» — станция метро «Проспект Просвещения». С «Удельной» пускать еще что‑то до «Озерков» большого смысла нет.
— Для начала могли бы сделать проезд в электричках по «Подорожнику» в черте города. А то они сейчас идут как отдельный транспорт с отдельными билетами. Для каждого проезда на «Подорожник» сейчас надо записывать отдельные билеты, и он не дает никакой скидки.
…А между тем вокзал станции Удельной в мае неожиданно обрел новые детали: железобетонный козырек над крыльцом теперь поддерживают четыре деревянные подпорки. Здание явно просит ремонта.
— А совместить по времени обновление вестибюля подземки и вокзала никак? — задаются вопросом горожане.
РЖД планируют капитально отремонтировать свою станцию в 2027‑м.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7697) от 04.07.2024 под заголовком ««Удельная» не у дел».
Комментарии