Прощай, маршрутка. В Петербурге стартовал третий этап транспортной реформы

Сегодня Петербург окончательно перейдет на новую модель транспортного обслуживания. Это значит, что маршруток не останется вовсе, а система общественного транспорта одномоментно изменится так, как еще не менялась в своей истории. Горожане, пока не вполне приспособившиеся к куда менее масштабным апрельско-июньским маршрутным переменам первого и второго этапов реформы, с обоснованной тревогой относятся и к последнему. Кто‑то предусмотрительно изучает дорожные реестры на сайте «Организатора перевозок», а кто‑то наивно бомбит транспортные власти города через разнообразные паблики призывами, просьбами и требованиями оставить ту или иную маршрутку — «в порядке исключения, потому что без нее ну никак»… Но все закупки совершены, контракты заключены и постановления подписаны. А значит, остановить реформу невозможно так же, как тормознуть легкоатлета в прыжке. Итак, что нас ждет дальше?

Прощай, маршрутка. В Петербурге стартовал третий этап транспортной реформы | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«ПАЗик» уходит в историю

На третьем, заключительном, этапе транспортной реформы мы лишимся всех оставшихся коммерческих автобусных направлений числом 119. Вместо них появятся 48 абсолютно новых социальных маршрутов (№ 29,199, 206, 211Э, 214А, 214Б, 216А, 217, 220, 222, 223, 225, 226, 227, 231, 232, 234, 236, 237, 242, 243, 244, 245, 246, 250, 254, 260, 261, 262, 264, 265, 269, 270, 271, 272, 275, 281, 282, 284, 286, 295, 299, 304, 329, 333, 342, 345 и 394). По-другому поедут 156 ­существовавших ранее «социалов». Усиление иных трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов городских перевозчиков также будет продолжено, сообщают в комитете по транспорту.

Весь коммерческий подвижной состав — тысячи «Пазиков» — идет на списание. Те, что посвежее, постараются продать в другие регионы. Некоторую часть собственник планирует реконструировать, превратив в трейлеры — дома на колесах для автопутешествий. Остальные порежут на металлолом.

Вместо них на улицы Петербурга выйдут еще 1244 новых лазурно-голубых автобуса.

Впрочем, как оказалось, сделать это с 15 июля в полном объеме не получится. Как сообщили в пресс-службе Смольного, сроки поставки в Петербург новых автобусов скорректированы из‑за перестройки логистических цепочек у производителей. По­этому пока часть техники в новой модели транспортного обслуживания (НМТО) останется старой. «На 88 маршрутах временно будут работать 378 автобусов большого и среднего класса 2015 – 2020 годов выпуска, что составляет менее 15 % от общего объема техники в рамках НМТО, — пояснили в Смольном. — Новые экологичные газомоторные автобусы будут направляться на маршруты по мере поступления».

Этапность предполагается такая: 92 новых автобуса прибудут в город к 15 сентября, затем в октябре еще 112 единиц, и завершится обновление подвижного состава, по ожиданиям чиновников, лишь к 15 ноября — тогда Петербург получит еще 174 автобуса.

«Дело в том, что промышленность, реагируя на санкции, перестраивала логистические цепочки поставок иностранных компонентов, — пояснил происходящее врио председателя комитета по транспорту Валентин Енокаев. — Пока шла эта перестройка, объемы выпуска автобусов снизились. Однако мы надеемся, что производители справятся, ведь новые поставщики компонентов найдены, новые логистические цепочки построены, и сейчас производство идет без сбоев. Что касается действующих маршрутов, то мы решили растянуть процесс изменений на весь месяц: пассажирам удобнее принимать нововведения, когда все меняется не одномоментно, а постепенно, в течение июля и августа. Соответственно, автобусы нам нужны не все сразу, а партиями».

Всего в ходе реформы с 1 апреля по 15 июля планировалось вывести на дороги города тремя этапами более 2,8 тыс. новых отечественных автобусов «ГАЗ», «КамАЗ», «Волгабас» (Volgobus), а также белорусских «МАЗ».

Как известно, в транспортной реформе принимают участие четыре частные компании, которые выиграли конкурсы на перевозку пассажиров на 2022 – 2028 годы: «Вест-сервис», «Третий парк», «Домтрансавто» и «Такси».

Больше всего проблем оказалось у перевозчиков, закупивших средние «Волгабасы» (или СК — автобусы среднего класса). С большими (БК), судя по всему, ситуация намного лучше. Волжский производитель не смог сделать машины средней вмести­мости в срок из‑за проблем с поставкой комплектующих. В итоге перевозчики вынуждены временно меняться бортами: например, «Питеравто» передал большие «Волгабасы» компании «Такси» — и на маршрутах последнего, где предполагались менее вместительные машины, будут ходить именно БК. Такое отступление подписанные контракты допускают.

С самим «Питеравто» город заключает временный договор, позволяющий использовать старые автобусы класса Евро-3, а не Евро-5. Судя по допсоглашениям к контрактам с «Вест-сервисом» («дочка» «Питеравто»), старые автобусы будут работать именно здесь.

Новые с 15 июля выйдут лишь на 10 маршрутов «Вест-сервиса» (№ 18, 67, 105, 124, 193, 246, 265, 271, 330 и 371). Еще на девять — с 15 сентября (№ 48, 97, 131, 206, 243, 260, 269, 295 и 333), на десять — с 15 октября (№ 179, 242, 245, 254, 284, 299, 329, 342, 345 и 476). А на остальные 69 (№ 3л, 3ал, 4л, 7л, 129, 144, 146, 188, 236, 273, 278, 325, 331, 332, 335, 335а, 336, 337, 337а, 339, 351а, 351б, 353, 354, 355, 364, 366, 367, 368, 369, 370, 373, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384, 385, 389, 390, 392, 394, 396, 396а, 438, 438з, 454, 458, 461, 463, 463а, 475, 477, 488, 493, 540, 544, 545, 547, 682, 683, 683а, 684, 685а, 686) — с середины ноября.

Все еще не очень понятно, как с недопоставкой новых машин справится новичок в Петербурге — подмосковный «Домтрансавто», у которого старой дизельной техники в городе нет. Однако в Смольном сообщили: «На большинство маршрутов «Вест-сервиса» действительно выйдут старые автобусы, но у остальных перевозчиков будут только новые».

Поясним: все новые маршруты в рамках третьего этапа НМТО заработают, как положено, с 15 июля. Только в рейсы на часть из них (в основном на окраины и в пригороды) выйдут пяти-семилетние дизельные машины, без приема банковских карт и с выходом в переднюю дверь. Но к 15 ноября процесс обновления подвижного состава в рамках НМТО должен все же завершиться, и мы увидим результаты реформы такими, какими их задумывали авторы.

Пожалуй, самый тонкий момент третьего этапа реформы — это газозаправочная инфраструктура. 87 % закупленных автобусов работают на сжиженном природном газе (СПГ), 13 % — на компримированном (КПГ). Первые этапы, когда на городские дороги совокупно вышли чуть более 1,5 тыс. новых автобусов (864 в апреле и 693 в июне), показали недостаточность инфраструктуры, и прежде всего по КПГ — длинные очереди на заправках и, как следствие, существенные сбои в расписании.

«Очереди на заправках КПГ я подтверждаю, — прокомментировал проблему Валентин Енокаев. — Такой газ можно получить лишь на стационарных комплексах, а их в городе пока только 15, причем 14 принадлежат компании «Газпром газомоторное топливо» — на них заправляются не только автобусы, но и дальнобойщики, легковые автомобили, коммерческий транспорт. На всех станций не хватает — отсюда и очереди. До конца года компания введет в эксплуатацию еще один такой объект, а на финише 2023‑го в городе появятся четыре такие станции».

С СПГ, по словам врио главы профильного комитета Смольного, особых проблем пока не возникало — ни по стационарным и мобильным заправкам, принадлежащим самим перевозчикам, ни по поставкам топлива, и вообще рынок этот достаточно конкурентный. Но «пока» тут ключевое слово, ведь третий этап подразумевает одномоментное появление огромного количества машин на газомоторном топливе: более 1,2 тысячи (минус сколько‑то временно недопоставленных).

Дайте полноценную замену!

Выявившиеся на первых этапах реформы недостатки несущественными не назовешь: ухудшилось транспортное покрытие города, маршрутки не получили адекватной прямой замены социальным транспортом, в итоге вместо ускорения и оптимизации из-за пересадок многие горожане теряют время в пробках и на остановках. А какие‑то направления и вовсе стали труднодоступными, особенно для пожилых и маломобильных.

Свидетельств тому в соцсетях полным-полно:

Транспортная реформа уже создала проблемы с доступом к социальным учреждениям в районе наб. Черной речки/Школьная улица.

С 15 июля не станет 258-й маршрутки — единственной связи людей без метро с центром…

Нет замены ни К62, ни К32, ни К30. К «Прибалтийской» ни один новый маршрут не идет. Теперь до Петроградки только 9‑й троллейбус едет, а от улиц Льва Толстого, Рентгена, Чапаева до Финляндского вокзала не доехать вообще ни на чем.

230‑й автобус от Гренадерского моста вообще в другую сторону уезжает! Это же так «удобно» и «быстро»: дойти до остановки 230‑го автобуса, проехать 3 – 4 остановки на нем в другую сторону. Перейти через дорогу, дойти до остановки в обратном направлении. Подождать минут 15 – 20 автобуса. На нем проехать четыре остановки. Дойти до нужного автобуса у Финляндского вокзала почти 1 км… И все это вмес­то 10 – 15 минут на 30‑й или 32‑й маршрутках. Почему 230‑й автобус нельзя было пустить вместо маршруток через Финляндский?

В субботу ждал 46-го автобуса от Черной речки в сторону центра больше часа при заявленном интервале 19 минут.

С конца пр. Ветеранов теперь неудобно и очень долго выезжать. Я к сестре раз в полгода теперь езжу потому, что надо потратить на дорогу 5 часов (туда и обратно). На маршрутках было гораздо быстрее.

Единственный автобус от мет­ро «Купчино» со стороны Московского района по пр. Космонавтов ходит с интервалами 40 минут. А убранные маршрутки 342, 287 и 345 не продублированы никаким транспортом. Ни одной полноценной замены!

Укоротили маршруты, увеличили количество пересадок, «компенсировав» пересадочным тарифом… Только транспорт как ездил по графику «как могу, так и еду», так и ездит. И на пересадке можно провести как 5 минут, так и 65…

Где новые автобусы 337‑го маршрута? Где усиления? Где изменения маршрутов 335а и 396а? Порезать существующие маршруты почему‑то получилось быстро, а вот предоставить замену…

Комитет по транспорту совместно с подведомственным ему «Организатором перевозок» на недовольство пассажиров не обижаются. Более того — просят горожан высказывать претензии и формулировать предложения:

Мы внимательно проверяем все обращения пассажиров с предложениями по улучшению транспортного обслуживания, — говорят в комтрансе. — Так, за первые два этапа были внесены корректировки в работу 83 маршрутов. По семи из них была изменена трасса, по 76 — откорректировано расписание, пересмотрено нормирование графика движения. Например, после жалоб граждан на то, что автобус № 127 приезжает к станции метро «Комендантский проспект» уже полным, был введен укороченный маршрут № 127М, который с разворотного кольца приезжает пустым прямо к остановке у метро. А социальный маршрут № 343 (он был введен на замену К-343 и, следуя из Ломоносова и Старого Петергофа, прежде не делал остановок на проспекте Ветеранов) получил три остановки по требованию — на пересечении с улицами Пионерстроя, Солдата Корзуна и с проспектом Маршала Жукова…

Секрет «медленного пробега»

Еще одна тенденция, которая проявилась на первых двух этапах реформы и которая прямо‑таки пугает нас накануне третьего, — существенная разница в скорости продвижения по трассе «старых» и «новых» маршрутов.

Как так вышло, что на одинаковых улицах маршруты «Пассажиравтотранса» ходят на порядок быстрее маршрутов НМТО? — задаются вопросом участники транспортного чата, в котором немало профессионалов — водителей автобусов. — Ведь и те и эти обязаны подчиняться Правилам дорожного движения. Пассажиры разницу в качестве обслуживания замечать не должны. А она есть — и существенная.

Дорога с работы домой теперь занимает 1 час 45 минут вместо 1 часа 20. Жизнь меня к такому не готовила…

Секрет «медленного пробега» реформированного транспорта лежит на поверхности: работая по прежней схеме, водитель старался план зарабатывать, а на НМТО его задача — избегать штрафов. Как за опоздания, так и за опережение расписания.

По мнению профессионалов, в контракты перевозчиков-частников сейчас заложены «конские отстои», чтобы автобусы точно в обратный рейс не опаздывали (за задержку более чем на 5 минут рейс выполняется бесплатно). А город со своей стороны подстраховался насчет справедливых претензий за пробки.

Расписания плохо составлены. По дорожной обстановке плюс-минус понятно, где пробки бывают и в какое время… При пробках нужно вводить режим измененных условий, тогда отклонения от расписания допус­тимы и можно не перестраховываться с резервом.

Всем маршрутам НМТО сделали максимально «жирные» нормы и стоянки по нескольким причинам: чтобы гарантированно успевали выполнить все рейсы и чтобы потом можно было подкорректировать расписание без спешки и предположений, на фактических материалах и мнениях. С корректировкой расписания можно будет перетасовать транспортную работу между маршрутами внутри лота, что, безусловно, понадобится делать в некоторых случаях. Главное сейчас — запустить «каркас» и обновить подвижной состав, а потом уже четко и точечно устранять проблемы, — резюмирует участник обсуждения.

Наличка уже не прокатит

Предполагалось, что в автобусах с сегодняшнего дня больше не будет приниматься оплата за проезд наличными: сделать это можно только с помощью проездного, банковской карты или специального билета с QR-кодом, купленного заранее. И это тоже повод высказать свое недовольство у многих горожан.

Самое ужасное, что отменили возможность оплатить проезд наличными рублями, купить билет в автобусе за наличные тоже невозможно, — жалуется один из подписчиков страницы комитета по транспорту «ВКонтакте».

Особенно удивляет, что ГЭТ выпускает на бескондукторные маршруты транспортные средства без считывателей QR-кодов. Недавно ехал на троллейбусе по бескондукторному 44-му маршруту, на единственном банковском валидаторе считывателя не было, — сетует другой.

Это действительно новая для нас суровая реальность — когда без «Подорожника» или иной карты (банковской или электронного проездного) тебе уже не проехать на законных основаниях в наземном транспорте. Многие трамваи и троллейбусы уже тоже переходят на бескондукторную систему.

Предлагаемый нам в качестве «пряника» выгодный пересадочный тариф «60 минут» (в июне доля поездок по нему составила более 20 %) также до сих пор вызывает нарекания пассажиров: то пересесть вовремя не удается, потому что транспорт сильно запаздывает, то успеешь пересесть, но второй валидатор не срабатывает и с карты снимается не 10 рублей, а снова 40…

А тут еще одна беда — лето. Жара.

Кондиционеры работают через один на третий…

— Сегодня ни в одном автобусе, которые попадались на пути из Старого Петергофа до «Балтийской жемчужины», не были включены кондиционеры. В салоне 103-го автобуса больше 40 градусов — дышать нечем. Водитель говорит: не работает кондиционер… Пока ехал, наблюдал и за встречными автобусами (а их прошло с десяток) — во всех были открыты окна, соответственно, кондиционеры везде выключены.

Комтранс терпеливо (и, признаться, несколько однотипно) отвечает на все подобные жалобы:

Автобусы данного маршрута оснащены кондиционерами…. Перевозчики ведут ежедневный контроль за выпуском подвижного состава с исправными системами кондиционирования… На линию выпускаются только исправные автобусы… Водительскому составу дано указание о необходимос­ти использования кондиционера при работе на линии…

А под занавес советует — жалуйтесь. Мы (как и перевозчик) отреагируем:

Если вы столкнулись с ситуацией, когда водитель по просьбе пассажира не включает кондиционер, просим сообщать на предприятие через форму обратной связи учреждения «Организатор перевозок»: http://orgp.spb.ru/treatment. Просим обязательно указывать бортовой номер — в этом случае сотрудники автопарка смогут оперативно проверить подвижной состав сразу же после его возвращения с маршрута.

И напоследок — реплики об информировании горожан:

Стойки информации на остановках неудобны, нечитаемы и часто исписаны граффити. Жаль, что нет информации о маршруте на боку автобуса. Не указано, куда он вообще едет. Список остановок только внут­ри. Мне вот неудобно все время спрашивать у людей или искать в Интернете… Всегда во всех городах и странах висят на транспорте таблички — боковые маршрутоуказатели.

На все вопросы о будущей схеме движения нас отправляют в Интернет. Но не всем это доступно, и не все в состоянии пройти по ссылкам, найти что нужно, во всем разобраться. Как можно приступать к кардинальной перестройке системы общественного транспорта города, не обеспечив остановки и салоны автобусов необходимыми плакатами-схемами?..

КСТАТИ

Построить свой маршрут с учетом изменений в рамках НМТО можно на специальном лендинге «Яндекс Карт» (https://yandex.ru/web-maps/spb-transport).

Данные об обновленной городской сети, способах оплаты и проездных билетах — на сайте СПб ГКУ «Организатор перевозок» (http://orgp.spb.ru/tr-2022/).

Новые маршруты — в разделе «Информация о маршрутах по районам города»: http://orgp.spb.ru/tr-2022/new-routes-regions/.

Спланировать поездку вы можете с помощью портала общественного транспорта: transport.orgp.spb.ru; «Живое расписание»: rasp.orgp.spb.ru или же позвонив по бесплатному номеру справочной службы 8‑800‑234‑98‑80. Здесь можно получить справку об ориентировочном времени прибытия наземного транспорта.

Оставить жалобы и предложения можно по телефону круглосуточного call-центра ОП 576‑55‑55, а также через форму обратной связи комитета по транспорту (https://letters.gov.spb.ru/reception/form/?agency=fa83be09818c41f581cfaf9f2c446be8) или в официальной группе комитета в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/passtransportspb).

#транспортная реформа #транспорт #автобусы #маршрутки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (7211) от 15.07.2022 под заголовком «Прощание с маршруткой».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.