Прощай, маршрутка. В Петербурге стартовал третий этап транспортной реформы

Сегодня Петербург окончательно перейдет на новую модель транспортного обслуживания. Это значит, что маршруток не останется вовсе, а система общественного транспорта одномоментно изменится так, как еще не менялась в своей истории. Горожане, пока не вполне приспособившиеся к куда менее масштабным апрельско-июньским маршрутным переменам первого и второго этапов реформы, с обоснованной тревогой относятся и к последнему. Кто‑то предусмотрительно изучает дорожные реестры на сайте «Организатора перевозок», а кто‑то наивно бомбит транспортные власти города через разнообразные паблики призывами, просьбами и требованиями оставить ту или иную маршрутку — «в порядке исключения, потому что без нее ну никак»… Но все закупки совершены, контракты заключены и постановления подписаны. А значит, остановить реформу невозможно так же, как тормознуть легкоатлета в прыжке. Итак, что нас ждет дальше?

Прощай, маршрутка. В Петербурге стартовал третий этап транспортной реформы | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«ПАЗик» уходит в историю

На третьем, заключительном, этапе транспортной реформы мы лишимся всех оставшихся коммерческих автобусных направлений числом 119. Вместо них появятся 48 абсолютно новых социальных маршрутов (№ 29,199, 206, 211Э, 214А, 214Б, 216А, 217, 220, 222, 223, 225, 226, 227, 231, 232, 234, 236, 237, 242, 243, 244, 245, 246, 250, 254, 260, 261, 262, 264, 265, 269, 270, 271, 272, 275, 281, 282, 284, 286, 295, 299, 304, 329, 333, 342, 345 и 394). По-другому поедут 156 ­существовавших ранее «социалов». Усиление иных трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов городских перевозчиков также будет продолжено, сообщают в комитете по транспорту.

Весь коммерческий подвижной состав — тысячи «Пазиков» — идет на списание. Те, что посвежее, постараются продать в другие регионы. Некоторую часть собственник планирует реконструировать, превратив в трейлеры — дома на колесах для автопутешествий. Остальные порежут на металлолом.

Вместо них на улицы Петербурга выйдут еще 1244 новых лазурно-голубых автобуса.

Впрочем, как оказалось, сделать это с 15 июля в полном объеме не получится. Как сообщили в пресс-службе Смольного, сроки поставки в Петербург новых автобусов скорректированы из‑за перестройки логистических цепочек у производителей. По­этому пока часть техники в новой модели транспортного обслуживания (НМТО) останется старой. «На 88 маршрутах временно будут работать 378 автобусов большого и среднего класса 2015 – 2020 годов выпуска, что составляет менее 15 % от общего объема техники в рамках НМТО, — пояснили в Смольном. — Новые экологичные газомоторные автобусы будут направляться на маршруты по мере поступления».

Этапность предполагается такая: 92 новых автобуса прибудут в город к 15 сентября, затем в октябре еще 112 единиц, и завершится обновление подвижного состава, по ожиданиям чиновников, лишь к 15 ноября — тогда Петербург получит еще 174 автобуса.

«Дело в том, что промышленность, реагируя на санкции, перестраивала логистические цепочки поставок иностранных компонентов, — пояснил происходящее врио председателя комитета по транспорту Валентин Енокаев. — Пока шла эта перестройка, объемы выпуска автобусов снизились. Однако мы надеемся, что производители справятся, ведь новые поставщики компонентов найдены, новые логистические цепочки построены, и сейчас производство идет без сбоев. Что касается действующих маршрутов, то мы решили растянуть процесс изменений на весь месяц: пассажирам удобнее принимать нововведения, когда все меняется не одномоментно, а постепенно, в течение июля и августа. Соответственно, автобусы нам нужны не все сразу, а партиями».

Всего в ходе реформы с 1 апреля по 15 июля планировалось вывести на дороги города тремя этапами более 2,8 тыс. новых отечественных автобусов «ГАЗ», «КамАЗ», «Волгабас» (Volgobus), а также белорусских «МАЗ».

Как известно, в транспортной реформе принимают участие четыре частные компании, которые выиграли конкурсы на перевозку пассажиров на 2022 – 2028 годы: «Вест-сервис», «Третий парк», «Домтрансавто» и «Такси».

Больше всего проблем оказалось у перевозчиков, закупивших средние «Волгабасы» (или СК — автобусы среднего класса). С большими (БК), судя по всему, ситуация намного лучше. Волжский производитель не смог сделать машины средней вмести­мости в срок из‑за проблем с поставкой комплектующих. В итоге перевозчики вынуждены временно меняться бортами: например, «Питеравто» передал большие «Волгабасы» компании «Такси» — и на маршрутах последнего, где предполагались менее вместительные машины, будут ходить именно БК. Такое отступление подписанные контракты допускают.

С самим «Питеравто» город заключает временный договор, позволяющий использовать старые автобусы класса Евро-3, а не Евро-5. Судя по допсоглашениям к контрактам с «Вест-сервисом» («дочка» «Питеравто»), старые автобусы будут работать именно здесь.

Новые с 15 июля выйдут лишь на 10 маршрутов «Вест-сервиса» (№ 18, 67, 105, 124, 193, 246, 265, 271, 330 и 371). Еще на девять — с 15 сентября (№ 48, 97, 131, 206, 243, 260, 269, 295 и 333), на десять — с 15 октября (№ 179, 242, 245, 254, 284, 299, 329, 342, 345 и 476). А на остальные 69 (№ 3л, 3ал, 4л, 7л, 129, 144, 146, 188, 236, 273, 278, 325, 331, 332, 335, 335а, 336, 337, 337а, 339, 351а, 351б, 353, 354, 355, 364, 366, 367, 368, 369, 370, 373, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384, 385, 389, 390, 392, 394, 396, 396а, 438, 438з, 454, 458, 461, 463, 463а, 475, 477, 488, 493, 540, 544, 545, 547, 682, 683, 683а, 684, 685а, 686) — с середины ноября.

Все еще не очень понятно, как с недопоставкой новых машин справится новичок в Петербурге — подмосковный «Домтрансавто», у которого старой дизельной техники в городе нет. Однако в Смольном сообщили: «На большинство маршрутов «Вест-сервиса» действительно выйдут старые автобусы, но у остальных перевозчиков будут только новые».

Поясним: все новые маршруты в рамках третьего этапа НМТО заработают, как положено, с 15 июля. Только в рейсы на часть из них (в основном на окраины и в пригороды) выйдут пяти-семилетние дизельные машины, без приема банковских карт и с выходом в переднюю дверь. Но к 15 ноября процесс обновления подвижного состава в рамках НМТО должен все же завершиться, и мы увидим результаты реформы такими, какими их задумывали авторы.

Пожалуй, самый тонкий момент третьего этапа реформы — это газозаправочная инфраструктура. 87 % закупленных автобусов работают на сжиженном природном газе (СПГ), 13 % — на компримированном (КПГ). Первые этапы, когда на городские дороги совокупно вышли чуть более 1,5 тыс. новых автобусов (864 в апреле и 693 в июне), показали недостаточность инфраструктуры, и прежде всего по КПГ — длинные очереди на заправках и, как следствие, существенные сбои в расписании.

«Очереди на заправках КПГ я подтверждаю, — прокомментировал проблему Валентин Енокаев. — Такой газ можно получить лишь на стационарных комплексах, а их в городе пока только 15, причем 14 принадлежат компании «Газпром газомоторное топливо» — на них заправляются не только автобусы, но и дальнобойщики, легковые автомобили, коммерческий транспорт. На всех станций не хватает — отсюда и очереди. До конца года компания введет в эксплуатацию еще один такой объект, а на финише 2023‑го в городе появятся четыре такие станции».

С СПГ, по словам врио главы профильного комитета Смольного, особых проблем пока не возникало — ни по стационарным и мобильным заправкам, принадлежащим самим перевозчикам, ни по поставкам топлива, и вообще рынок этот достаточно конкурентный. Но «пока» тут ключевое слово, ведь третий этап подразумевает одномоментное появление огромного количества машин на газомоторном топливе: более 1,2 тысячи (минус сколько‑то временно недопоставленных).

Дайте полноценную замену!

Выявившиеся на первых этапах реформы недостатки несущественными не назовешь: ухудшилось транспортное покрытие города, маршрутки не получили адекватной прямой замены социальным транспортом, в итоге вместо ускорения и оптимизации из-за пересадок многие горожане теряют время в пробках и на остановках. А какие‑то направления и вовсе стали труднодоступными, особенно для пожилых и маломобильных.

Свидетельств тому в соцсетях полным-полно:

Транспортная реформа уже создала проблемы с доступом к социальным учреждениям в районе наб. Черной речки/Школьная улица.

С 15 июля не станет 258-й маршрутки — единственной связи людей без метро с центром…

Нет замены ни К62, ни К32, ни К30. К «Прибалтийской» ни один новый маршрут не идет. Теперь до Петроградки только 9‑й троллейбус едет, а от улиц Льва Толстого, Рентгена, Чапаева до Финляндского вокзала не доехать вообще ни на чем.

230‑й автобус от Гренадерского моста вообще в другую сторону уезжает! Это же так «удобно» и «быстро»: дойти до остановки 230‑го автобуса, проехать 3 – 4 остановки на нем в другую сторону. Перейти через дорогу, дойти до остановки в обратном направлении. Подождать минут 15 – 20 автобуса. На нем проехать четыре остановки. Дойти до нужного автобуса у Финляндского вокзала почти 1 км… И все это вмес­то 10 – 15 минут на 30‑й или 32‑й маршрутках. Почему 230‑й автобус нельзя было пустить вместо маршруток через Финляндский?

В субботу ждал 46-го автобуса от Черной речки в сторону центра больше часа при заявленном интервале 19 минут.

С конца пр. Ветеранов теперь неудобно и очень долго выезжать. Я к сестре раз в полгода теперь езжу потому, что надо потратить на дорогу 5 часов (туда и обратно). На маршрутках было гораздо быстрее.

Единственный автобус от мет­ро «Купчино» со стороны Московского района по пр. Космонавтов ходит с интервалами 40 минут. А убранные маршрутки 342, 287 и 345 не продублированы никаким транспортом. Ни одной полноценной замены!

Укоротили маршруты, увеличили количество пересадок, «компенсировав» пересадочным тарифом… Только транспорт как ездил по графику «как могу, так и еду», так и ездит. И на пересадке можно провести как 5 минут, так и 65…

Где новые автобусы 337‑го маршрута? Где усиления? Где изменения маршрутов 335а и 396а? Порезать существующие маршруты почему‑то получилось быстро, а вот предоставить замену…

Комитет по транспорту совместно с подведомственным ему «Организатором перевозок» на недовольство пассажиров не обижаются. Более того — просят горожан высказывать претензии и формулировать предложения:

Мы внимательно проверяем все обращения пассажиров с предложениями по улучшению транспортного обслуживания, — говорят в комтрансе. — Так, за первые два этапа были внесены корректировки в работу 83 маршрутов. По семи из них была изменена трасса, по 76 — откорректировано расписание, пересмотрено нормирование графика движения. Например, после жалоб граждан на то, что автобус № 127 приезжает к станции метро «Комендантский проспект» уже полным, был введен укороченный маршрут № 127М, который с разворотного кольца приезжает пустым прямо к остановке у метро. А социальный маршрут № 343 (он был введен на замену К-343 и, следуя из Ломоносова и Старого Петергофа, прежде не делал остановок на проспекте Ветеранов) получил три остановки по требованию — на пересечении с улицами Пионерстроя, Солдата Корзуна и с проспектом Маршала Жукова…

Секрет «медленного пробега»

Еще одна тенденция, которая проявилась на первых двух этапах реформы и которая прямо‑таки пугает нас накануне третьего, — существенная разница в скорости продвижения по трассе «старых» и «новых» маршрутов.

Как так вышло, что на одинаковых улицах маршруты «Пассажиравтотранса» ходят на порядок быстрее маршрутов НМТО? — задаются вопросом участники транспортного чата, в котором немало профессионалов — водителей автобусов. — Ведь и те и эти обязаны подчиняться Правилам дорожного движения. Пассажиры разницу в качестве обслуживания замечать не должны. А она есть — и существенная.

Дорога с работы домой теперь занимает 1 час 45 минут вместо 1 часа 20. Жизнь меня к такому не готовила…

Секрет «медленного пробега» реформированного транспорта лежит на поверхности: работая по прежней схеме, водитель старался план зарабатывать, а на НМТО его задача — избегать штрафов. Как за опоздания, так и за опережение расписания.

По мнению профессионалов, в контракты перевозчиков-частников сейчас заложены «конские отстои», чтобы автобусы точно в обратный рейс не опаздывали (за задержку более чем на 5 минут рейс выполняется бесплатно). А город со своей стороны подстраховался насчет справедливых претензий за пробки.

Расписания плохо составлены. По дорожной обстановке плюс-минус понятно, где пробки бывают и в какое время… При пробках нужно вводить режим измененных условий, тогда отклонения от расписания допус­тимы и можно не перестраховываться с резервом.

Всем маршрутам НМТО сделали максимально «жирные» нормы и стоянки по нескольким причинам: чтобы гарантированно успевали выполнить все рейсы и чтобы потом можно было подкорректировать расписание без спешки и предположений, на фактических материалах и мнениях. С корректировкой расписания можно будет перетасовать транспортную работу между маршрутами внутри лота, что, безусловно, понадобится делать в некоторых случаях. Главное сейчас — запустить «каркас» и обновить подвижной состав, а потом уже четко и точечно устранять проблемы, — резюмирует участник обсуждения.

Наличка уже не прокатит

Предполагалось, что в автобусах с сегодняшнего дня больше не будет приниматься оплата за проезд наличными: сделать это можно только с помощью проездного, банковской карты или специального билета с QR-кодом, купленного заранее. И это тоже повод высказать свое недовольство у многих горожан.

Самое ужасное, что отменили возможность оплатить проезд наличными рублями, купить билет в автобусе за наличные тоже невозможно, — жалуется один из подписчиков страницы комитета по транспорту «ВКонтакте».

Особенно удивляет, что ГЭТ выпускает на бескондукторные маршруты транспортные средства без считывателей QR-кодов. Недавно ехал на троллейбусе по бескондукторному 44-му маршруту, на единственном банковском валидаторе считывателя не было, — сетует другой.

Это действительно новая для нас суровая реальность — когда без «Подорожника» или иной карты (банковской или электронного проездного) тебе уже не проехать на законных основаниях в наземном транспорте. Многие трамваи и троллейбусы уже тоже переходят на бескондукторную систему.

Предлагаемый нам в качестве «пряника» выгодный пересадочный тариф «60 минут» (в июне доля поездок по нему составила более 20 %) также до сих пор вызывает нарекания пассажиров: то пересесть вовремя не удается, потому что транспорт сильно запаздывает, то успеешь пересесть, но второй валидатор не срабатывает и с карты снимается не 10 рублей, а снова 40…

А тут еще одна беда — лето. Жара.

Кондиционеры работают через один на третий…

— Сегодня ни в одном автобусе, которые попадались на пути из Старого Петергофа до «Балтийской жемчужины», не были включены кондиционеры. В салоне 103-го автобуса больше 40 градусов — дышать нечем. Водитель говорит: не работает кондиционер… Пока ехал, наблюдал и за встречными автобусами (а их прошло с десяток) — во всех были открыты окна, соответственно, кондиционеры везде выключены.

Комтранс терпеливо (и, признаться, несколько однотипно) отвечает на все подобные жалобы:

Автобусы данного маршрута оснащены кондиционерами…. Перевозчики ведут ежедневный контроль за выпуском подвижного состава с исправными системами кондиционирования… На линию выпускаются только исправные автобусы… Водительскому составу дано указание о необходимос­ти использования кондиционера при работе на линии…

А под занавес советует — жалуйтесь. Мы (как и перевозчик) отреагируем:

Если вы столкнулись с ситуацией, когда водитель по просьбе пассажира не включает кондиционер, просим сообщать на предприятие через форму обратной связи учреждения «Организатор перевозок»: http://orgp.spb.ru/treatment. Просим обязательно указывать бортовой номер — в этом случае сотрудники автопарка смогут оперативно проверить подвижной состав сразу же после его возвращения с маршрута.

И напоследок — реплики об информировании горожан:

Стойки информации на остановках неудобны, нечитаемы и часто исписаны граффити. Жаль, что нет информации о маршруте на боку автобуса. Не указано, куда он вообще едет. Список остановок только внут­ри. Мне вот неудобно все время спрашивать у людей или искать в Интернете… Всегда во всех городах и странах висят на транспорте таблички — боковые маршрутоуказатели.

На все вопросы о будущей схеме движения нас отправляют в Интернет. Но не всем это доступно, и не все в состоянии пройти по ссылкам, найти что нужно, во всем разобраться. Как можно приступать к кардинальной перестройке системы общественного транспорта города, не обеспечив остановки и салоны автобусов необходимыми плакатами-схемами?..

КСТАТИ

Построить свой маршрут с учетом изменений в рамках НМТО можно на специальном лендинге «Яндекс Карт» (https://yandex.ru/web-maps/spb-transport).

Данные об обновленной городской сети, способах оплаты и проездных билетах — на сайте СПб ГКУ «Организатор перевозок» (http://orgp.spb.ru/tr-2022/).

Новые маршруты — в разделе «Информация о маршрутах по районам города»: http://orgp.spb.ru/tr-2022/new-routes-regions/.

Спланировать поездку вы можете с помощью портала общественного транспорта: transport.orgp.spb.ru; «Живое расписание»: rasp.orgp.spb.ru или же позвонив по бесплатному номеру справочной службы 8‑800‑234‑98‑80. Здесь можно получить справку об ориентировочном времени прибытия наземного транспорта.

Оставить жалобы и предложения можно по телефону круглосуточного call-центра ОП 576‑55‑55, а также через форму обратной связи комитета по транспорту (https://letters.gov.spb.ru/reception/form/?agency=fa83be09818c41f581cfaf9f2c446be8) или в официальной группе комитета в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/passtransportspb).

#транспортная реформа #транспорт #автобусы #маршрутки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (7211) от 15.07.2022 под заголовком «Прощание с маршруткой».


Комментарии