Прощай, кондуктор. Что изменилось после транспортной реформы?

Все же забавен официальный язык. На месте, где обычно останавливаются маршрутки в Купчине, висит табличка: «Отстойно-разворотная площадка». Действительно — отстойная. Маршрутки, количество которых явно уменьшилось, выглядят побитыми и грязными, с ржавыми потеками на боках и пыльными окнами. Похоже, чувствуют свой скорый конец, а потому совершенно перестали следить за собой.

Прощай, кондуктор. Что изменилось после транспортной реформы? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Горожане потихоньку привыкают к изменениям в организации работы городского транспорта. Визуальные приметы — новые лазурные автобусы вроде бы радуют. В ряде районов (к примеру, в Невском) вообще праздник души пассажира: появилось несколько дополнительных маршрутов. Радует не только веселый цвет нового транспорта, но и чис­тые стекла. В смысле — свободные от рекламы, которая, покрывая больше половины бортов автобусов, трамваев, троллейбусов, зачастую раздражает, мешает видеть, где в данную минуту ты находишься. Приятно, что этого нет. Но, как часто бывает при нововведениях, множество моментов упущено, не продумано, не учтено…

Поездки по конкретным маршрутам дают относительно объективную картинку. Ее относительность связана с тем, что наблюдать можно лишь то, что есть, — трудно учесть состояние граждан, чей привычный транспорт перестал существовать или изменил трассу.

Автобус № 191. До недавнего времени отличался крайней степенью провинциальности, хотя ходил (и ходит) по Невскому проспекту. Здесь издавна не было кондуктора, контролировал оплату (или принимал наличку) водитель на остановках. Из-за этого пассажирам перед выходом приходилось протискиваться к кабинке, иногда через весь салон; да и процесс проверки зачастую затягивался.

Без кондуктора он и теперь: пассажиры платят посредством карточек и валидаторов. Наличного расчета, как и было задумано изменениями, нет. Количество автобусов на маршруте увеличилось (как сообщили транспортные власти — «произошло усиление»). При этом отменили несколько маршруток.

…Ведь предупреждала же таб­личка на стенке салона: мол, на линии работает контроль. ­Кое-кто не поверил. И когда в автобус вошли две дамы в жилетках, часть граждан засуетилась, доставая карточки. Дамы сделали вид, что не заметили. Проигнорировали они и частый ныне вопрос: что делать, если карточка внезапно «кончилась»? А вот когда одна из пассажирок заявила, что не смогла оплатить проезд банковской картой, контролеры оживились. Проверили ее карту на своем переносном валидаторе. Оказалось, оплата прошла, но на стационарном аппарате почему‑то не отразилась.

Не знаю, почему, — отметила одна из контролеров. Зато она вдруг громко обратилась к пассажирам: — Кто хочет с одной карты оплатить проезд за нескольких человек, слушайте внимательно.

Оказалось, на боковых стенках новеньких валидаторов есть черная прямоугольная кнопка. ­Нажмешь ее, и на мониторчике появится картинка: стилизованный человечек, знак «плюс» и цифра 1. Следует пальцем прикоснуться к этой картинке, а затем вновь приложить банковскую карту, и тогда валидатор сможет списать с нее плату еще за одного пассажира. Еще раз проделаешь ту же операцию — заплатишь еще за одного. Максимальное число таких платежей за одну поездку — 5.

Нелишним будет разместить такое разъяснение непосредственно в салонах. Да еще на двух языках. Если, конечно, Петербург хочет быть городом, удобным для турис­тов.

…Автобус № 159. Привычный маршрут: из Фрунзенского в Мос­ковский район, до здания администрации на углу Московского проспекта и Рощинской улицы. А вот лазурная машина — новенькая с иголочки. И полупустая. Сядешь эдак развалясь, увидишь «гнездо» для зарядки телефона, подключишься…

Кстати, обещанного Wi-Fi в автобусах нет. И кондиционеры то ли отсутствуют, то ли их не желают включать. Через пару недель в этом смогут убедиться все пассажиры, а не только те, кому душно уже сейчас. Так что организаторам перевозок хорошо бы не дразнить граждан, а просто — стереть с бортов привлекательные знаки автобусных удобств.

…Автобус № 46. Из «полуновых»: уже без кондуктора, но современных валидаторов с черными кнопочками пока нет. Так что, похоже, многие едут зайцем: отчасти из личной экономии, отчасти из‑за невозможности заплатить одной картой за себя и за того парня.

Пассажиров много. Толчея помогает увидеть недостаток, которого в иные часы, наверное, не заметишь. Две створки широких задних дверей открываются вовнутрь. Да так, что буквально спрессовывают едущих на задней площадке: только «ой-ай» стоит.

…Автобус № 253: и машина новая, и маршрут. Вот только понять, откуда и куда он едет, не так уж легко. На борту у него (да и у всех новых машин) нет привычной таблички с указанием маршрута. Лишь спереди бегущая строка: неспешно ползут названия остановок — одна за другой. За полминуты, пока автобус стоит, полную информацию не получишь. В салоне все это есть — на экране, наглядно и четко. Но ведь это в салоне. Хорошо бы все‑таки заранее знать, куда на этом автобусе можно уехать. В данном случае вообще немудрено запутаться, так как существует еще и маршрутка № 253, которая ходит другим путем. У них ничего общего, кроме кольца у станции метро «Купчино».

Кто‑то может возразить: на остановках есть плакатики, на которых расписано, по каким именно улицам и куда идут непривычные пока номера. Но разглядеть их не так уже просто — они втрое меньше обычных желтых табличек. Соответственно, и шрифт мельче. Если уж старые часто не все могли прочитать, то что же говорить о новых.

Кстати, похоже, инициаторы реформы вообще не продумали вопрос предоставления информации. Даже с точки зрения расположения маленьких плакатиков. Их часто «лепят» на стеклянные планшеты с картами движения транспорта, которыми еще недавно так гордились городские влас­ти. Такие «уточнения» по стилис­тике и расположению слишком уж похожи на объявления о распродажах и «досуговых» услугах.

Какую-никакую справку о движении нового транспорта можно получить сейчас по телефону 8‑800‑234‑98‑80. А высказать свои замечания, предложения или пожаловаться — по 576-55-55. Однако, похоже, реально знакомиться с новыми маршрутами придется каждому на практике или путем опроса уже бывалых пассажиров.


#транспортная реформа #автобусы #изменения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7192) от 20.06.2022 под заголовком «Прощай, кондуктор!».


Комментарии