Прораб с планшетом
Самым интересным для широкой публики событием на первом петербургском «Digital City форуме» стало обсуждение, могут ли цифровые технологии решить проблемы городского развития.
Иллюстрация HomeStead Digital/ yayimages / ТАСС
Два десятка участников - руководителей телекоммуникационных компаний, фирм - производителей программного обеспечения и «железа» - отвечали утвердительно. Но им необходим контакт с городскими властями. Государство есть и будет самым богатым и самым влиятельным заказчиком. Как образно заметил один из участников, «дайте нам дверь, куда можно зайти, и мы завалим вас идеями».
Впрочем, чиновников на форуме не было. И они не услышали из первых уст личную историю другого участника форума о продаже собственного автомобиля... Два года спустя он получил уведомление от налоговиков - заплатите транспортный налог. Побежал в салон, через который машина был продана, и в ГИБДД, взял справки, принес их в налоговую службу. Там посмотрели бумаги, покивали головами в знак согласия: «Но вы еще покажите справки нашим юристам». Юристы тоже покивали, а через некоторое время бывший владелец автомобиля получил повестку в суд за злостный отказ уплатить транспортный налог.
Стол мирового судьи, слушавшего дело, был завален папками с подобными исками на высоту, скрывавшую лицо служителя Фемиды. Больше того, он признался, что и сам проходит по аналогичному делу. После судебного разбирательства автомобилист подумал, что может спать спокойно. Но недавно получил новую повестку в суд. Причина оказалось банальной: базы данных ГИБДД и налоговой инспекции до сих пор не состыкованы!
Развитие мегаполиса невозможно без использования IT-технологий. Антон Финогенов, директор института «Урбаника», назвал пять основных направлений, некоторые сюжеты были прокомментированы другими специалистами.
Первое направление - транспорт, навигатор в автомобиле пока замещает систему управления потоками машин. Введение системы синхронизации светофоров неочевидно, поскольку надо посмотреть на соотношение «цена - качество». Кроме того, эта система нуждается в защите от компьютерных вирусов. На форуме вспомнили фильм, где созданный злоумышленниками коллапс светофоров помог тем ограбить банк.
При тотальном внедрении платных парковок использование онлайн-сервисов по поиску оптимального соотношения «расстояние от дома и цена за парковку» - дело ближайших лет.
В будущем на улицах появятся автомобили без водителей. И сразу вопрос, кто будет отвечать, если такое авто попало в ДПТ? Владелец машины, оператор связи или кто-то еще?
Второе направление - инженерная инфраструктура. Необходим онлайн-мониторинг состояния жилого фонда, степени износа сетей, энергопотребления в домах, в том числе в зданиях, построенных несколько лет назад. Это позволит избежать конфликтов и споров, какой дом нуждается в реновации, а где за этим словом стоит уплотнительная застройка.
Третье направление - благоустройство. Сейчас приоритет в принятии решений принадлежит чиновникам. Современные сервисы позволят узнать, где люди хотят проводить время и тратить деньги, где малый и средний бизнес наиболее активен. Именно там должны появиться пешеходные зоны, променады и т. п.
Операторы мобильной связи говорили о том, что, анализируя трафик, можно определить, где проложить пешеходные и велодорожки, по какому маршруту пустить автобус.
И здесь проблема не в сложности обработки Big Datа - огромных баз данных. Тонкой оказывается грань между «большими данными» и персональными данными, которые защищены законом. Откуда вы узнали, где я нахожусь и чем занимаюсь в данный момент?..
Четвертое направление - государственные услуги. В ближайшие годы большинство жителей города любого возраста будут готовы разговаривать с чиновниками онлайн, начиная от получения нужных им документов и заканчивая контролем за потреблением ресурсов домохозяйств. Проблема в том, будут ли готовы к диалогу чиновники. На форуме прозвучало предположение, что они боятся тотальных сокращений и изменений привычного бумажного документооборота.
Пятое направление - создание генерального плана, правил землепользования и застройки, а также других градостроительных документов, требующих анализа большого объема исходной информации, поступающей онлайн от транспортников, коммунальщиков, экологов, социологов и т. д.
Когда мы увидим на стройке прораба, который использует планшет для работы, а не для игр, значит, цифровая революция, о необходимости которой говорили айтишники, свершилась.
Комментарии