Прогулка в «запретку». В Лисьем Носу протестировали пешеходный маршрут по трассе Малой Дороги жизни
«Дорога под грифом «Секретно» — так назвали этот маршрут в местной библиотеке. Хотя, по сути, Малая Дорога жизни секретной не была. Во время блокады она связывала Ленинград с Кронштадтом и Ораниенбаумским плацдармом — начала действовать в декабре 1941 года и просуществовала до января 1944 года. По ней эвакуировали жителей, перевозили войска. Но поскольку в летописи блокады она осталась в тени Большой Дороги жизни — той, что шла через Ладогу, — то оказалась почти забытой.
Главное сооружение «запретки» очень сильно пострадало именно в последние годы./ФОТО автора
— Живу в поселке Лисий Нос с 1975 года, но про Малую Дорогу жизни, честно говоря, никакого представления не имел, пока восемь лет назад наш земляк режиссер Сергей Почин не стал снимать про нее документальный фильм. Мы с сыном участвовали в техническом обеспечении съемок, — говорит автор пешеходного маршрута Сергей Мартынов, радиоинженер по профессии, нынче — сотрудник библиотеки.
Три года назад вместе со своим другом и сослуживцем Петром Дашкевичем он подготовил концепцию «Малой Дороге жизни — большая перспектива!». По итогам голосования она победила в конкурсе на проект благоустройства, организованном местными муниципалами, но, увы, осталась на бумаге…
— Мы предлагали создать пешеходный маршрут по трассе Малой Дороги жизни, установить вдоль него информационные стенды, — поясняет Мартынов. — Начинаться он должен был от памятника, созданного скульптором Виктором Новиковым, семьсот метров проходить по поселку и продолжаться до пирса на мысу Лисий Нос. Общая протяженность — почти три километра.
Кстати, часть маршрута проходит через лес, и городская Топонимическая комиссия поддержала предложение Мартынова назвать эту безымянную лесную дорогу аллеей Мужества. Затем вышло постановление правительства Петербурга, и в ноябре 2021 года наименование появилось на карте города.
— Табличку мы с сыном сделали сами и установили на ближайшем столбе уличного освещения, — говорит Мартынов. — Но наименование аллеи было лишь первым шагом. Идея пешеходной трассы меня не оставляла. Вместе с моей супругой Еленой Константиновной — главным соратником и единомышленником — мы обращались куда только можно, практически везде получали моральную поддержку, но и только.
Так продолжалось, пока проектом не заинтересовалась новая глава муниципального совета Екатерина Хмелева. Более того, в поселковом бюджете на этот год уже заложены средства на проектирование первого участка пешеходной трассы — от памятника до аллеи Мужества. Рассматривается идея замостить бывший участок трассы в пределах поселка — выложить его плиткой разного цвета, так чтобы рисунок напоминал рельсы и шпалы.
Что же касается аллеи Мужества, по которой прошли участники экспериментальной пешей прогулки, то сейчас это просто грунтовка в лесу. Обслуживает ее муниципальное образование, в прошлом году ее подсыпали, так что и пройти, и проехать вполне по ней можно. Увы, сам лес не особо располагает к прогулкам: болото и бурелом. По обочинам дороги — стихийные свалки. А ведь места примечательные…
— Где‑то тут находилась деревня Ямки, в которой в середине XIX века жили строители укреплений, которые возвели на побережье Финского залива во время Крымской войны для защиты Петербурга и Кронштадта, — рассказывает по пути Сергей Мартынов.
Дорога приводит нас к развилке. Дальше — почти как в сказке. Налево пойдешь — на метеостанцию придешь, прямо — на мыс Лисий Нос попадешь, направо — к бывшему пороховому погребу выйдешь. Что только про него не говорят!.. Одна из самых популярных версий: будто бы в нем находилась секретная лаборатория, в которой испытывали реактивные морские торпеды. Так это или нет — неизвестно, но с послевоенного времени территория относилась к Министерству обороны, из‑за чего местные жители называли ее «запреткой». Старожилы вспоминают, что она была огорожена забором с колючей проволокой, дорогу перегораживали шлагбаумы с будками.
Нынче «запретка» превратилась в «заброшку», привлекающую мародеров, а также любителей экстремальных экспедиций. Мы прошлись по разоренному зданию бывших пороховых складов, которое даже сегодня поражает мощью своих стен и сводов.
— По архивным документам и по клеймам кирпичей, из которых оно сложено, мы выяснили, что это постройка 1860‑х годов, — говорит Сергей Мартынов. — В прошлом году КГИОП по нашему ходатайству признал здание выявленным объектом культурного наследия.
Увы, в его судьбе это пока ничего не изменило. И остается лишь мечтать о том, когда береговая полоса вместе с пирсом будет благоустроена, а в бывшем пороховом погребе разместится филиал какого‑нибудь музея — к примеру, военно-морского или обороны Ленинграда…
Как пояснили в библиотеке Лисьего Носа, пешеходную прогулку планируется повторить в сентябре, к годовщине начала блокады, но если горожане и жители поселка проявят интерес к новому начинанию, то маршрут будет действовать и летом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (7417) от 18.05.2023 под заголовком «Прогулка в «запретку»».
Комментарии