Проехаться над Смоленкой: будет ли обновленная набережная противоречить сложившейся архитектуре?

Проехаться над Смоленкой: будет ли обновленная набережная противоречить сложившейся архитектуре? | При подъеме на мост Бетанкура хорошо видно, что набережной Макарова явно не хватает куска./ФОТО Натальи ОРЛОВОЙ

При подъеме на мост Бетанкура хорошо видно, что набережной Макарова явно не хватает куска./ФОТО Натальи ОРЛОВОЙ

Наш дом 85 на 8‑й линии — дореволюционный. Капитального ремонта не было никогда. Состояние его соответствующее. Я видела справку, в которой говорилось, что фундамент имеет осадку и искривление. Правда, это не очень видно.

А вот трещина, проходящая снизу доверху по трем (или даже больше) этажам, с лестничных клеток просматривается хорошо. Даже, можно сказать, пугающе. Там стоит маячок, который уже разорван, что, очевидно, говорит о том, что трещина расходится.

Недавно появилась также трещина на брандмауэре. Мы с соседями считаем, что все из‑за того, что рядом возводят очередной жилой комплекс.

Мы также думаем, что нас ждут еще более сложные времена, так как скоро начнется строительство моста через Смоленку. Не так уж далеко наш дом от места строительства. А это означает новую встряску и новые трещины.

Быть может, он и не нужен, этот новый мост? Он явно изменит исторически сложившуюся ауру нашей части Васильевского острова. И без того у нас уже понастроили зданий, вступающих в противоречие с архитектурным обликом. Неужели власти решили все снести и застроить территории, прилегающие к Смоленке, безликими новоделами? Ведь, как слышно, уже составлен список зданий, которые должны исчезнуть с карты города.

И. В. ГУМЕЛЬ, коренная жительница Васильевского острова


ОТ РЕДАКЦИИ. 

Строго говоря, в городе составлен перечень строений, которые с точки зрения сочетания с окружающей архитектурой могут быть снесены, но необязательно будут. В список, о котором идет речь, включен 51 объект на Васильевском острове. Из них 45 — это кирпичные будки, пристройки разных лет, пристройки к пристройкам, гаражи, заброшенные сооружения неясного назначения, есть один металлический ангар. Есть также старая котельная с трубой (Уральская ул., дом 13, литера И). В общем, это те самые строения, которые делают запутанный старый город с кривыми дворами-колодцами еще более запутанным. Также в списке есть три здания, в которых расположены конторы и магазины. И еще три — жилые или, если можно так выразиться, условно жилые: частично расселенные или превращенные в нежилые.

Список объектов, которые признаны аварийными, подлежащими сносу, — это самостоятельный документ. Каждый дом включается в него отдельным распоряжением после вневедомственного совещания. Но даже в этом случае развалюху выставляют на продажу в надежде найти, кто же ее восстановит. Или, как аварийный комплекс зданий на Кондратьевском, 40, находят возможное применение и восстанавливают за счет бюджета.

Адрес: 8‑я линия, 85, отсутствует в обоих списках. Это дом-памятник — дом Н. А. Рейхеля. И его снос (или даже переделка) требует множества юридических и административных операций. Судя по данным Фонда капремонта, дом по согласованию с КГИОП и администрацией района будет внесен в программу АВР (аварийно-восстановительного ремонта).

А мост будет. И, как все мосты в городе на воде, он нужен. Строго говоря, это даже не мост, а недостающая часть набережной Макарова, которая сейчас прерывается Смоленкой и территорией бывшего Трубочного завода (имени Калинина). И появится он именно в створе набережной. То есть не строго над Смоленкой, а параллельно берегу Малой Невы, где Смоленка берет свое начало. И дальше выйдет на развязку у моста Бетанкура. Так что и 8‑я линия, и проходящая поблизости Уральская улица будут разгружены, а следовательно, и дому 85 достанется меньше вибрации.

Хочется вместе с читательницей подумать: будет ли обновленная набережная противоречить сложившейся архитектуре? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит сначала определиться, что именно следует считать сложившейся архитектурой этих мест. Вид на дальний ли парадный Петербург, на Тучков мост и на стойки Петровского стадиона? Начало ли Смоленки, правый берег которой уже несколько десятилетий подпирают полусгнившие бревна? Развалины ли длинного здания «Васильевского винного городка» — этого своеобразного фасада территории Трубочного завода, пустыми окнами глядящего на Малую Неву? Или мост Бетанкура с его основной опорой в виде циклопической буквы V? Или высотные новостройки противоположного берега Малой Невы?

Здешняя архитектура — сплошная эклектика: мешанина объектов старого (часто ветхого) города, разнокалиберных промышленных строений и новостроек XXI века. И современность (да простят нас градозащитники) далеко не всегда проигрывает исторической застройке. Особенно когда последняя представляет собой столетний кирпичный сарай.

Читайте также: 

Невский соединится с Невским: продолжается строительство нового моста через Неву

Когда появится площадь вокруг Федоровского собора в Центральном районе?





#Васильевский остров #архитектура #инфраструктура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7736) от 28.08.2024 под заголовком «Проехаться над Смоленкой».


Комментарии