2Vtzqv4Hz9U

Продолжается строительство комплекса зданий Верховного суда и Дворца танца Бориса Эйфмана

Они находятся на территории Тучкова буяна, на Петроградской стороне. Отделка фасадов только начинается, но уже отчетливо виден архитектурный облик будущих зданий.

Продолжается строительство комплекса зданий Верховного суда и Дворца танца Бориса Эйфмана | ФОТО Bibars H.Bara on Unsplash

ФОТО Bibars H.Bara on Unsplash

Напомним читателям о сложной истории преобразований на этой важной в градостроительном смысле территории исторического центра Петербурга, где прежде находился Государственный институт прикладной химии.

В 2003 году появилась концепция создания там жилого квартала «Набережная Европы» и строительства в его центре Дворца танца. Было проведено несколько международных архитектурных конкурсов, одобрены эскизные проекты зданий. Но в 2013 году стало известно, что проект квартала останется на бумаге. По некоторым источникам, это было связано с тем, что случившийся незадолго до этого мировой экономический кризис поставил крест на надеж­дах реализовать десятки тысяч квадратных метров элитной недвижимости.

Вскоре появились планы построить здесь здание Верховного суда и жилье для судей (так называемый Судебный квартал) и возвести по новому проекту Дворец танца. Последовали новые архитектурные конкурсы и новое одобрение их результатов. Но в 2019 году появилась информация, что вместо Судебного квартала появится парк «Тучков буян» площадью 10 гектаров, а территория Дворца танца будет «вырезана» и там стройка продолжится. Был проведен еще один международный конкурс на проект теперь уже парка.

Однако в 2021 году стало известно, что строительство Судебного квартала продолжится, но уже без жилья. Это позволит создать и парк площадью около 4 га.

И вот стройка в активной фазе. Что думают о новом о облике Тучкова буяна эксперты?

Максим Атаянц, архитектор:

— Радует, что значительная часть территории Тучкова буяна отводится под парк. Здания Верховного суда и Дворца танца «не лезут» в панораму Стрелки Васильевского острова и не закрывают вид со Стрелки на Князь-Владимирский собор. Максимально безобидно — а это лучшее, на что можно рассчитывать в историческом центре.

Такая композиция стала возможной, когда было принято решение убрать оттуда жилой квартал, на место которого корпус Верховного суда и переместился. Некоторые проблемы остались от прошлых вариантов: здание Дворца танца, вполне классической компоновки, выходит на проспект Добролюбова боковой стороной, длина которой около ста сорока метров, а площади перед главным фасадом на визуализациях не видно. В сторону парка и Невы комплекс выходит двумя крупными объемами, разделенными узкой пластиной Судебного департамента.

Архитектура здания Верховного суда выдержана в духе излета сталинского ампира конца 1950‑х годов, это суровое здание с тяжелым коринфским портиком на лицевом фасаде. Сделано доб­ротно. Архитектура Судебного департамента носит подчиненное положение по отношению к зданию суда, что вполне естественно. Здание Дворца танца сильно противоречит этой тяжеловесной серьезности и представляет собой парафраз моды на «ироническую классику» сорокалетней давности. Вполне традиционный ионический портик оказывается облеплен сверху и по бокам стек­лянными «пузырями». Как это может выглядеть, можно увидеть, например, на углу улиц Короленко и Артиллерийской.

Возможно, дело в неустранимой странности объединения в один комплекс Верховного суда и Дворца танца. Истоки такой ситуации были заложены еще лет двадцать назад, когда на этом месте проектировался элитный жилой квартал «Набережная Европы». Тогда в качестве социальной нагрузки девелопер получил задание построить Дворец танца. Это сочетание выглядело вполне естественным, а потом театральная функция по наследству перешла в совершенно изменившийся проект.

Алексей Лепорк, историк искусства и культуролог:

— Если говорить о новой градостроительной ситуации, создаваемой строительством комплекса зданий Верховного суда и Дворца танца, то главной проблемы вроде удастся избежать — в ансамбль Стрелки Васильевского острова они не вторгнутся. Эти постройки располагаются довольно далеко от водного поля Стрелки и воспринимаются как слегка отдаленная периферия. А если перед ними посадят деревья, то будет еще лучше. Полноценный городской парк там уже явно не возникнет, но чем гуще будет зелень, тем прекраснее. Но и в этом случае Дворец танца однозначно задавит проспект Добролюбова.

А что касается качества самой архитектуры, то, на мой взгляд, это совершенно шаблонные здания безо всякой фантазии. Композиция — из стандартного учебника, а уж пропорции…

Если вспомнить нереализованный проект парка «Тучков буян», то там был шанс на неожиданность. Парк вместо площади — идея для Петербурга совсем свежая, а летом он был бы таким в самом прямом смысле слова. Это было бы уместнее и с точки зрения современной урбанистики — не парадное построение, а пространство для привольной жизни. Но не срослось. Еще одна мечта, утопия не сбылась.

Читайте также:

Пятнадцать топонимов появилось в августе на карте Петербурга, Пушкина и Петергофа

Александр Беглов: В ближайшие три года город приобретёт порядка ста социальных объектов


#строительство #Дворец танца #здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7746) от 11.09.2024 под заголовком «Игры с классиками».


Комментарии