Прочные водные нити. Как развиваются пассажирские перевозки в Ленобласти

Доля водного транспорта в общем объеме грузопассажирских перевозок на территории Ленобласти растет каждый год. В минувшую навигацию ее речные причалы посетили уже более 2,1 тыс. скоростных и круизных судов (маломерный флот не в счет), а пассажиропоток составил 265 тыс. человек.

Прочные водные нити. Как развиваются пассажирские перевозки в Ленобласти | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Не так давно о таких показателях, казалось, не могли и мечтать. Но это не предел: дноуглубительные работы продолжаются, строятся причалы. Яркий тому пример — река Волхов, теперь один из наиболее востребованных в регионе водных маршрутов. На всем ее протяжении за несколько лет удалось обеспечить нужную глубину (2,4 мет­ра), улучшить навигационную обстановку, соорудить причальные стенки. И с минувшего лета благодаря этому в Великий Новгород петербуржцы смогли добираться по воде.

Не сказать, что речные сообщения в Ленобласти не развивались. Ведь протяженность ее водных путей превышает 1800 км. А транспортная доступность ряда городов и поселков региона, стоящих вдоль рек, оставляет желать лучшего. Новые объекты причальной инфраструктуры там возникали. Власть поддерживала движение паромов, помогала людям попасть на ладожские острова. Но, чтобы более заметно изменить ситуацию, нужны были время и немалые деньги.

Отправной точкой масштабной работы по развитию водных маршрутов Ленобласти стал ПМЭФ-2018. На полях этого форума глава региона подписал тогда соглашение с губернаторами Новгородской области и Карелии. Они договорились совместно расширять сеть причальных комплексов, воссоздавая легендарный водный путь (не полностью, конечно, а фрагментарно), проходящий в былые времена из Балтики в Византию, то есть из варяг в греки. А крупный инвестор обещал направить на эти нужды около 1 млрд рублей.

Что удалось сделать за это время, наша газета уже рассказывала. Только на реке Волхове, которая протекает по территории двух регионов, связывая озеро Ильмень и Ладогу, появились четыре современные пристани. Две из них обрела Ленобласть — причем первая, построенная в Старой Ладоге, для специалистов стала эталонной с точки зрения эстетики и надеж­ности конструкций. Ниже этого уровня строители не опускались, заверил Михаил Присяжнюк, председатель регионального комитета по транспорту.

По волховской голубой нити, как называют речники такие магистрали, в навигацию-2024 было совершено более 60 тыс. судозаходов и перевезены 12 тыс. пассажиров. А в целом по всей Волго-Балтийской водной системе речники выполнили нынче свыше 3 тыс. рейсов, доставив к месту назначения 375,9 тыс. пассажиров — куда больше прошлогоднего. Такие данные привел Михаил Кирпичев, заместитель руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт».

Наращивать пассажирские и грузовые перевозки, однако, не так просто. Сотрудники «Волго-Балта» занимаются реконструкцией шлюзов, устанавливают новое навигационное оборудование, ведут дноуглубительные работы с применением специальной техники. Эта большая кропотливая работа со стороны незаметна, но без нее обеспечить безопасное судоходство невозможно, говорит специалист.

Благодаря таким усилиям удается развивать пассажирские перевозки и стимулировать внутренний туризм. Чтобы объемы этих работ не снижались, власти Леноблас­ти предложили снизить налоговые ставки на региональную часть водной системы данного бассейна. Высвободившиеся средства можно будет направить на содержание, ремонт гидротехнических сооружений и т. д.

Почему это важно? Развитие внут­ренних водных путей помогает в целом поднимать экономику края и повышать его инвестиционную привлекательность. Так, в минувшую навигацию к терминалу порта ­«Высоцк», что на Финском заливе, через ­Ленобласть пошла по рекам пшеница. Там ее перегружают на морские суда и доставляют потребителям, отмечает глава комитета, ссылаясь на сообщение Минтранса РФ.

Впрочем, и Карелия, один из самых богатых водными ресурсами регионов России, в стороне не осталась. Там насчитывается 27 тысяч рек, на которых действуют две сотни причалов, и 60 тысяч озер, поведала Алла Борчикова, заместитель министра экономического развития правительства региона.

Проезжая через Карелию транзитом, многие пассажиры отправляются по воде на Соловки. Или едут в музей-заповедник «Кижи», который доступен для круглогодичного посещения (пару лет назад там наладили водную переправу), чтобы полюбоваться шедеврами деревянного зодчества.

Да и в самом регионе есть что посмотреть — взять хотя бы Валаам, жемчужину края. Безусловно, это один из популярных водных маршрутов. Но до некоторых объектов вроде горного парка «Рускеала», который посещают около миллиона человек в год, можно доехать лишь автотранспортом.

«Учитывая это, мы рассматриваем варианты интермодальных перевозок к объектам Карелии, — рассказал Присяжнюк. — Это когда пассажир может добраться к причалу, воспользовавшись железной дорогой, или по автотрассе. А уж оттуда поплыть, куда ему нужно, на скорост­ном судне или большом круизном теплоходе. Власти двух регионов в настоящее время прорабатывают варианты подобных маршрутов».

Что же касается «варяжского» пути, то его карельский участок тоже обретает нужную инфраструктуру. Два дополнительных причала, кроме имеющихся, уже спроектированы, скоро инвестор приступит к их сооружению. Есть задумки «приблизить» к любителям путешествий и знаменитые онежские петроглифы, памятники творчества первобытной эпохи. Более доступными для туристов станут также наскальные рисунки, найденные на побережье Белого моря. Сегодня там завершается строительство отеля, ресторана и визит-центра, пояснила заместитель министра.

Читайте также:

Круизы ставят рекорды. Специалисты подвели предварительные итоги речной навигации

Есть куда причалить. В Петербурге появились новые возможности для отдыха на воде


#туризм #навигация #Ленобласть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2120 (7796) от 21.11.2024 под заголовком «Прочные водные нити».


Комментарии