Про плавленый снежок

Хотя за окном сегодня все еще дождь, зима не за горами – со снегопадами, гололедом, с кашей из талой воды и реагента под ногами, с нашим раздражением по поводу плохо убранных дворниками дорог и тротуаров. Цифры в отчетах дорожных служб об очистке улиц чаще всего воспринимаются горожанами в отрыве от окружающей действительности. Оно и понятно: человек всегда видит то, что есть, и не замечает того, чего нет, – то есть убранного и увезенного с глаз долой грязного городского снега.

Про плавленый снежок | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Раньше собранный в городах снег отвозили на специально выделенные полигоны или сбрасывали в реки. Наносимый такой утилизацией ущерб природе не поддается оценке.

Москва первой начала растапливать снег на стационарных или мобильных снеготаялках (так их называют москвичи) на основе сжигания топлива или бросового избыточного тепла. Такие установки действуют в столице уже около десяти лет.

В Петербурге экологически чистую и ответственную технологию утилизации «Водоканал» впервые опробовал зимой 2012/13 гг.

– Начинали сразу с шести стационарных снегоплавильных пунктов (ССП), – рассказывает начальник производственного управления специализированных работ Дирекции водоотведения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Олег Жантиев. – Мы их построили и запустили быстро, однако первый сезон вспоминаем с содроганием: столько нам тогда со снегом грязи и хлама всякого привозили! Что только ни всплывало – ковры, пакеты с мусором, обломки мебели, ограждений, коробки, тряпье какое-то... Мы пригласили руководство города, дорожников, показали все это безобразие. Подействовало. Теперь от сезона к сезону и отношение к уборке улиц, и культура населения меняются. Плавающего мусора у нас стало значительно меньше.

И тем не менее за прошедший сезон сотрудники «Водоканала» из одной только снегоплавильной камеры небольшого ССП на проспекте Стачек извлекли около 760 «кубов» мусора и грязи – это 1,7% от объема растопленного снега.

– Штрафных санкций даже к самым «неряшливым» поставщикам снега мы не применяем, относимся с пониманием, – добавляет Жантиев. – Лишь просим их быть аккуратнее при уборке. Ведь если они в следующий раз не привезут снег нам, куда они его денут? Сбросят на свалке? Мы же работаем не ради коммерции, а ради города, ради чистоты и порядка.

Олег Владимирович демонстрирует устройство небольшого снегоплавильного пункта на пр. Стачек. Он рассчитан на ежесуточную переработку всего 3,5 тыс. кубометров снега, собираемого с территории преимущественно Кировского и части Красносельского района.

Ворота, широкий бетонированный въезд, затем просторная площадка, в конце которой чуть выше уровня земли располагается приемное отделение с установленными сепаратор-дробилками. Сюда самосвалы сбрасывают снег. И это единственная активная, движущаяся и энергозатратная часть плавильного «производства». Включается «снегорубка» совсем ненадолго: на то, чтобы измельчить и «проглотить» содержимое «КамАЗа», ей требуется буквально несколько секунд, так что и энергии уходит немного.

Технология крайне проста: измельченный в дробилке снег в соотношении один к пяти смешивается в приемном отделении с канализационными стоками, средняя температура которых даже зимой плюс 16 – 18 градусов по Цельсию.

Снегоплавильная камера – это железобетонный резервуар глубиной 6 метров с песколовкой и решетчатыми контейнерами для сбора плавающего мусора. Первично очищенная таким нехитрым образом талая вода далее поступает на канализационные очистные сооружения, где и проходит полный цикл обработки вместе с другими стоками.

Десять тонн снега – содержимое одного «КамАЗа» с высокими бортами – перерабатываются в снегоплавильной камере в среднем за три минуты. За сутки все десять ССП «Водоканала» (из них два мощностью 3,5 тыс. куб. м снега в сутки, два – по 5 тысяч и шесть – по 7 тыс. «кубов») способны растопить 59 тысяч кубометров снега.

Всеми процессами (приемом машин, работой дробилок, режимами насосов для регулировки потоков воды, оформлением документации) на снегоплавильном пункте управляют мастер и три слесаря. В дни массовой зимней уборки улиц на снегоплавильные пункты машины идут непрерывным потоком. За двенадцатичасовую смену каждый такой пункт способен принять до 250 грузовиков.

Зеленые огоньки на панелях с автоматикой в крошечной будочке- «машзале» мигают, готовя агрегат к пуску. Рядом большая красная кнопка экстренного отключения роторов в нештатной ситуации, точно такие же – на стойке возле дробилки и на КПП. Предосторожность нелишняя, ведь вращающиеся мощные валы потенциально опасны.

Иногда «на зуб» дробилке попадает поребрик или бетонная полусфера, которыми в городе перегораживают проезд машинам. Тогда срабатывает автоматическая защита, шнеки останавливаются, половина роторов запускается на реверс – таким образом она сама выталкивает «крупногабарит» вправо, к открывающемуся боковому щиту. Рабочие убирают его, и через 20 секунд оборудование снова готово к работе.

– Это самое эффективное устройство, которое на сегодня существует в России, – говорит Олег Жантиев. – Недавно финны приезжали к нам за опытом, очень хвалили. У них не хватает площадей для размещения полигонов. Зато снег очень чистый – потому они чаще не плавят, а сбрасывают его в море.

Устраивая собственные ССП, кое-что полезное для себя петербуржцы подсмотрели у более опытных в этом деле москвичей, что-то сами придумали... Спроектировал установку по заданию «Водоканала» «Ленгипроинжпроект». Сепараторы-дробилки – с московского завода. Впрочем, изготавливать их не прочь и некоторые петербургские производители.

Но потребуются ли новые?

– На тот снег, который последнее время у нас выпадает, существующих сегодня мощностей более чем достаточно, – уверен Жантиев.

Хотя, признает он, вопрос доступности и проходимости машин все же может встать при обильном снегопаде, когда они пойдут все разом. В среднем один автомобиль (въезд, выгрузка, оформление) проходит через пункт за три минуты. Десять – уже полчаса, двадцать – целый час. То есть буран или метель вполне может обернуться очередями у ССП.

На этот случай в дополнение к десятку «снегоплавилок» «Водоканал» нынче «вооружился» шестью стационарными инженерно-оборудованными снегоприемными пунктами (СИСП). Такие площадки обустроены по всем экологическим нормам и правилам – с водонепроницаемой поверхностью, организованным естественным стоком и первичной очисткой. На них снег будет складироваться и растает весной.

Четыре готовых СИСП уже поступили в хозяйственное ведение «Водоканала» от дорожных организаций города – в Кронштадте, Петергофе и в Петербурге на набережной Обводного канала и Ново-Никитинской улице. К ним в нынешнем сезоне добавятся два новых, которые предприятие строит своими силами в Сестрорецке и Зеленогорске. Общая проектная производительность всех шести СИСП составит около 382 тыс. кубометров за сезон.

За сезон 2013/14 гг. на городских ССП было утилизировано чуть более 111 тысяч кубометров снега. Прошлой зимой первый снег эти петербургские пункты приняли 13 декабря, до весны на ССП было растоплено 632 460 кубометров снега – более половины всего убранного с территории города.

– Очень нужны пункты по утилизации снега в Василеостровском и Петроградском районах, – продолжает Жантиев. – Для них уже строится и к следующему сезону будет введен в эксплуатацию ССП на Шкиперке.

По замыслу Смольного, весь убираемый нынче в Петербурге снег должен перерабатываться на пунктах «Водоканала». Так и будет, заверяют коммунальщики.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5600) от 07.12.2015.


Комментарии