Главная городская газета

Прискакал из Останкина

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Квартал львов и грифонов. История застройки в парке «Александрино»

10 лет назад издано постановление правительства города о развитии застроенной территории в Ульянке. Развивать ее взялась компания «Воин-В», которая признана победителем соответствующих торгов. Читать полностью

Емкость с пропаном взорвалась на Литовской улице

В результате взрыва есть жертвы. Подробнее - в нашем материале. Читать полностью

Дорожные работы в Петербурге сузят мосты и путепроводы

«Мостотрест» начал реконструкцию по замене асфальта на дорожных сооружениях. Автомобилистам вновь придется приспосабливаться к ситуации. Читать полностью

Петербургская промышленность выросла за полгода на 3,5%

Положительная динамика наблюдается на протяжении почти трех лет. В каких сферах отмечен наиболее активный рост?
Читать полностью

Автостоянка на 185 мест появилась в Московском районе

Припарковаться здесь могут легковые машины и мотоциклы. В какую сумму обойдется покой для автовладельцев? Читать полностью

В Ленобласти выбирают главный туристический символ

В 47 регионе стартовало открытое голосование за бренд аутентичной сувенирной продукции. Кто является основными претендентами на победу в конкурсе? Читать полностью
Реклама
Реклама
Прискакал из Останкина | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сегодня в Шереметевский дворец на Фонтанке, известный как Фонтанный дом, впервые после 1929 года возвращается портрет графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Великого. Восемьдесят семь лет назад был закрыт существовавший здесь после революции Музей быта. Все эти годы живописное полотно, свернутое в рулон и накатанное на вал, хранилось в запасниках Московского музея-усадьбы Останкино...

– Когда музей в Фонтанном доме расформировали, все предметы из него попали в самые разные хранилища. Мы знаем точно, что здесь находилось, поскольку существует опись всех предметов Музея быта, а в 1923 году был издан путеводитель по его залам, – рассказала Ольга Ходякова, заведующая отделом хранения филиала Музея театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце.

Поскольку в свое время ликвидация музея происходила под контролем инспекции по охране памятников, то в архиве КГИОП сохранились акты по передаче ценностей, и эти документы теперь являются источником, позволяющим понять, где находятся предметы из дворца. Большей частью – в Эрмитаже (туда передали коллекцию оружия), Русском музее, подмосковных усадьбах Останкино и Кусково (бывших шереметевских). Один из портретов последнего владельца Фонтанного дома хранится ныне в Симферопольском художественном музее. Библиотека из дворца попала в Книжный фонд – книги с экслибрисом Шереметевых хранятся сегодня в фондах Российской национальной библиотеки.

Некоторые предметы из Шереметевского дворца время от времени всплывают на заграничных аукционах – очевидно, речь идет о тех ценностях, которые были в 1930-х годах проданы за рубеж из музейного фонда.

– Но все-таки самое главное, что основная часть предметов из дворца была сохранена в других музеях, – говорит Ольга Ходякова. – Сегодня речь идет не о возврате предметов, а о перспективных совместных проектах между музеями. Поэтому и родился проект «Береженая вещь. Путешествие из Петербурга в Москву». Береженая – значит сохраненная. Пятьдесят предметов из Останкина на пять лет переезжают в Фонтанный дом – на временное хранение. Связано это еще и с тем, что Останкинский дворец закрывается на реставрацию.

Надо сказать, что есть тут и дань традиции. В царские времена скульптура, мебель, предметы прикладного искусства нередко кочевали из одного усадебного дома Шереметевых в другой, с невских берегов в Белокаменную и обратно...

Предметы, переданные ныне из Останкинского дворца, в Фонтанном доме будут размещены непосредственно в тех парадных интерьерах, где они располагались при владельцах. На историческое место вернется скульптура из Лепной и Малиновой гостиных, живописные работы, купленные графом Николаем Петровичем Шереметевым. Свое «законное» место займет и портрет графа Шереметева – на Парадной лестнице Фонтанного дома.

– В музейном инвентаре это полотно, созданное в середине XVIII века, значится как работа знаменитого русского портретиста крепостного живописца графов Шереметевых Ивана Аргунова. Хотя абсолютно точно его авторство подтвердить невозможно. Тем более что в ходе реставрации картины стало очевидно, что в работе над ней принимали участие и другие шереметевские крепостные мастера, – рассказывает Ходякова.

Это копия с портрета Бориса Петровича Шереметева, созданного живописцем Карлом Шурманом в 1710 году и находящегося ныне в собрании Русского музея. Внизу – ряды войск. Считается, что фельдмаршал Шереметев изображен в момент командования центром русских войск во время Полтавской баталии.

К моменту реставрации картина находилась в удручающем состоянии. Потускневшая, в складках, с разрывами холста, с вклеенными фрагментами вместо утрат. Как выяснилось, она немало пострадала еще в шереметевские времена из-за грубой реставрации, выполненной, очевидно, домашними мастерами. Теперь два года ушло на реставрацию этого произведения в мастерских Российской академии художеств. Пришлось удалять поздние наслоения, в завершение реставраторы выровняли лаковую пленку, а на участки, где авторская живопись не сохранилась, нанесли тонировки...

Как отмечает Ольга Ходякова, благодаря проекту «Береженая вещь» впервые после расформирования Музея быта удалось воссоздать облик одной из самых интересных гостиных во дворце – Этрусской, созданной в 1840-х годах архитектором Корсини. Здесь у Шереметевых был музыкальный салон, где бывали знаменитости своего времени, в том числе Полина Виардо и Михаил Глинка. Теперь сюда из Останкина возвращается родной «помпеянский» мебельный гарнитур. Это 17 предметов, все они прошли через петербургские реставрационные мастерские.

Возвращаются в Фонтанный дом и семейные реликвии Шереметевых, хранившиеся в Образных комнатах рядом с церковью. Речь идет об иконах и деревянных резных крестах, привезенных из паломнических поездок в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры. Двадцать таких предметов в 1930 году оказались в Останкинском музее. В основном это очень простые предметы культа, без особых украшений. Главным для Шереметевых было сохранить память о путешествии к святыням. Это была своего рода «домашняя старина». Кстати, именно так называлась одна из книг последнего владельца дворца графа Сергея Дмитриевича Шереметева.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook