Приоритеты нового генплана. Как будет развиваться наш город в ближайшие годы и в перспективе

В декабре будет утвержден новый Генеральный план Петербурга. Его первая очередь предусматривает городское развитие до 2030 года, расчетный срок действия генплана — 2040 год, прогнозируемый период — 2050 год. Об основных параметрах, содержащихся в этом документе, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказал Юрий БАКЕЙ, директор НИПЦ генплана, организации, которая координировала работу по разработке этого документа.

Приоритеты нового генплана. Как будет развиваться наш город в ближайшие годы и в перспективе | ФОТО Scott Graham on Unsplash

ФОТО Scott Graham on Unsplash

— Юрий Константинович, какие городские территории зарезервированы под новое жилищное строительство?

— Основной прирост жилищного строительства планируется на юге города, где реализуются проекты город-спутник Южный и «ИТМО Хайпарк», а также на севере в районе Каменки и Юнтолова. Точками роста станут также Красногвардейский и Приморский районы, где уже начата застройка. Уже в работе под жилую застройку у строительных компаний проекты вдоль продолжения проспекта Ветеранов в Петродворцовом районе и на намывных территориях Васильевского острова. Эти значительные по площади территории предоставят необходимый ресурс для жилищного строительства до 2040 года.

Показатели жилищного строительства увязаны с демографическим прогнозом. Проект генерального плана учитывает прирост численности населения до 6,5 млн человек к 2040 году по сравнению с принятым в 2005 году действующим генеральным планом — 4,6 млн человек постоянного населения.

Среднегодовые объемы жилищного строительства составляют на первую очередь — около 3,2 млн кв. метров (до 2030 года), на расчетный срок — 2,7 млн кв. метров (до 2040 года). Отмечу, что среднегодовой объем жилищного строительства в период с 2019-го по 2022 год составил 3,4 млн кв. м в год. В соответствии с демографическим прогнозом, жителями Петербурга может быть востребовано от 35 до 40 млн кв. метров жилья. Проектные решения генерального плана обеспечивают транспортной, социальной и инженерной инфраструктурой расчетный ресурс до 40 млн кв. метров жилья.

— Как планируется развивать транспортную инфраструктуру? Будут новые линии метро и скоростного трамвая, появятся вокзалы, аэропорты?

— Предусмотрена реконструкция аэропорта «Пулково» на основании концессионного соглашения между Петербургом и компанией «Воздушные ворота Северной столицы», планируется строительство аэропортового комплекса «Левашово» пропускной способностью 250 пассажиров в час, создание в Петербурге укрупненного центра единой системы организации воздушного движения.

Планы по развитию железнодорожной инфраструктуры включают создание пассажирского комплекса «Волковская», развитие комплекса «Дача Долгорукова», реконструкцию Московского вокзала. Для пригородных и внутригородских пассажирских перевозок намечается создание двух диаметральных маршрутов пригородно-городского сообщения: Белоостров — аэропорт «Пулково» — Ораниенбаум и Токсово — Гатчина-Варшавская. Наконец, планируется строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург.

Что касается метрополитена, то речь идет о строительстве новых станций в районах с высокой плотностью жилья и мест приложения труда. В проекте генплана заложены 120 объектов метрополитена. В этот перечень входят и новые станции, и электродепо, и вторые вестибюли, и наклонные ходы существующих станций, и пересадочные узлы.

Одно из двух базовых направлений свяжет центр города с новым комплексом СПбГУ, другое — с городом-спутником Южный и кампусом ИТМО. Благодаря этому появятся станции метро в аэропорту «Пулково», в «Экспоцентре», в Пушкине, в Шушарах. На первую очередь реализации генерального плана заявлено строительство порядка 20 новых станций метрополитена. Кроме того, в проекте заложено строительство трамвайных линий в основном для периферийных районов на севере, востоке и юге города.

— Насколько увеличится протяженность улично-дорожной сети?

— На 30 % и составит 2682 км. Одно из главных транспортных решений — широтная магистраль скоростного движения (ШМСД), соединенная с ЗСД. Эта магистраль позволит вывести поток автотранспорта за пределы города и подключить его к федеральной автодороге «Кола» — Мурманскому шоссе. Строительство первого отрезка магистрали уже началось.

— Развитие улично-дорожной сети в Петербурге зачастую упирается в мосты…

— Такова уж специфика нашего города. Планируется строительство пяти мостов через Неву, приоритет отдан двум — мосту для ШМСД, расположенному в одном коридоре с существующим Финляндским железнодорожным мостом, и Большому Смоленскому мосту, который позволит связать несколько городских районов — Московский, Фрунзенский и Нев­ский. Сейчас разрабатывается проектная документация.

— Что с приростом зеленых территорий, есть ли планы по строительству новых парков?

— Площадь рекреационных зон в Петербурге — а это лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса — составит более 42,5 тысячи гектаров, это почти треть площади города. Отказ от жилищного строительства на окраине Колпинского района, в частности, возвращает городу 580 га леса. Предлагается также разместить крупные массивы 300 га рядом с Кузьминским водохранилищем и 250 га зеленых насаждений на неиспользуемых сельскохозяйственных землях в Пушкинском районе. В центральных и периферийных районах Петербурга выявлены и включены в рекреационную зону небольшие незастроенные и озелененные участки, в том числе прибрежные, например, набережные рек Карповки и Охты. Генплан предусматривает формирование лесопаркового зеленого пояса Петербурга на территории Ленинградской области, включающего природоохранные и рекреационные территории двух субъектов Федерации.

— Какова политика города в отношении промышленных территорий? Прежде были случаи изменения функционального зонирования в пользу жилья, изменится ли эта тенденция в новом генплане?

— Город считает необходимым не только сохранять промышленные территории, но и возвращать промышленные функции для территорий, ранее переведенных в иные функциональные зоны. Кроме того, генеральный план предусматривает возможность размещения производственных и логистических предприятий как в промышленных зонах, так и в зонах транспортной инфраструктуры. Таких, например, как Бронка и Большой порт Петербурга. Продумана возможность размещения в границах промышленных предприятий объектов среднего профессионального образования, что обусловлено требованиями ускоренного решения вопросов кадрового обеспечения предприятий.

Большая работа была проделана комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, который определил территории потенциального промышленного развития по отраслям. Основной прирост производственных зон приходится на Пушкинский, Красносельский и Колпинский районы. Площадь производственных зон в целом по городу по сравнению с действующим генеральным планом увеличится на 630 га.

— Какие вопросы развития петербургской агломерации затронуты в проекте генерального плана?

— При разработке проекта генерального плана учтена зона взаимовлияния Петербурга и Ленинградской области шириной 5 км от границ города. В ней предусматривается размещение объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, общих для Петербурга и области.

В части транспортных связей приоритет отдается общественному транспорту, заложена идея максимальной интеграции железнодорожной инфраструктуры с сетью пассажирского транспорта. Пассажирские электрички встраиваются во внутригородское движение, что формирует удобную связь с пригородами. Я уже называл два маршрута пригородно-городского железнодорожного сообщения, также планируется связь периферийных территорий с системой общественного транспорта Петербурга: строительство новых трамвайных линий на юге города для обеспечения комфортного передвижения жителей Славянки, Шушар, Колпина, Красного Села; строительство трамвайных линий в поселок Бугры и к железнодорожной станции Девяткино, во Всеволожск, в Новосаратовку и в Кудрово; строительство Лахтинско-Правобережной линии метрополитена до станции «Кудрово» и Адмиралтейско-Охтинской линии — до «Янино».

На севере города планируется строительство обхода Мурина и Нового Девяткина в створе Пискаревского проспекта с выходом на автомобильную дорогу Санкт-Петербург — Матокса, а также продолжения Горского шоссе с выходом на автомобильную дорогу Песочное — Киссолово с путепроводом через железнодорожные пути Выборгского направления.

В части создания новых радиальных магистралей на юге города следует отметить Глухоозерское шоссе и планируемую магистраль по направлению Колпино — Металлострой — улица Кибальчича — Глухоозерское шоссе. Последняя будет способствовать перераспределению транспортной нагрузки как дублер Петрозаводского шоссе. Планируется также магистраль в обход Пушкинского аэродрома с выходом на планируемую автомобильную дорогу от Петербурга до автомобильной дороги Павлово — Мга — Шапки — Любань — Оредеж — Луга.

— Город будет перерабатывать мусор на территории Ленобласти?

— Заключено соглашение о взаимодействии между двумя регионами по вопросу обращения с отходами производства и потреб­ления. Проектом генерального плана определены территории размещения планируемых объектов обработки, утилизации и обезвреживания отходов. Город создает систему сортировки и переработки твердых коммунальных отходов (ТКО), это мощные объекты «Новоселки» и «Волхонка». Система включает в себя и объекты по обработке мусора, и объекты по сортировке. Обработка, утилизация и обезвреживание ТКО к 2040 году запланированы на 12 объектах с суммарным объемом производительности более 2,3 млн тонн в год. Хвосты — то, что невозможно переработать, — будут утилизироваться на полигонах Ленобласти, поскольку федеральное законодательство запрещает размещение полигонов на территории Петербурга.

— Теперь об объектах, которые вызвали большой интерес горожан во время обсуждения поправок к проекту генплана. Какая судьба, в частности, ждет «Сад на Неве» на Смольной набережной?

— Он выведен из списка зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП). Часть этой территории необходима для строительства Орловского тоннеля.

— Одобрена ли поправка, делающая возможной пробивку продолжения Измайловского проспекта? И что будет с Митрофаньевским и Громовским кладбищами?

— Строительство продолжения Новоизмайловского проспекта предусмотрено в соответствии с действующим Генеральным планом Петербурга и Концепцией развития транспортной системы Петербурга. Эта магистраль позволит создать дополнительную радиальную связь центра города с вылетными направлениями (попутно будут разгружены Московский проспект и Митрофаньевское шоссе) и подключить развивающиеся территории вдоль Измайловского бульвара. Ожидается строительство путепровода в створе планируемого продолжения Новоизмайловского проспекта, а значит, Громовское кладбище сохраняется. Предложения об исключении строительства продолжения Новоизмайловского проспекта, поданные во время общественных обсуждений по проекту генерального плана, были отклонены комиссией, которая рассматривала поправки.

Что касается территории бывшего Митрофаньевского кладбища, то на следующих стадиях проектирования будут приняты все уточнения. Возможен вариант, при котором появится однопролетный мост, чтобы дорога прошла над кладбищем.

— Зачем нужны мосты через Обводный канал в створах улицы Циолковского и Подъездного переулка?

— Набережные Обводного канала — часть транспортного обхода центра Петербурга, они служат для отвода транспортных потоков от центральных районов города и распределения их в широтном направлении между основными вылетными радиальными магистралями южной части города. Для оптимизации движения по набережным Обводного канала планируется строительство названных мостов.

— Заложена ли в проект генплана магистраль № 7 рядом с Удельным парком?

— На Петербургском экономическом форуме 2023 года было подписано соглашение о намерениях по строительству магистрали № 7, дублера Выборгского шоссе. Проектом генерального плана, как и действующим генеральным планом, такая возможность предусмотрена, но детальная проработка технических решений в настоящее время отсутствует. Соглашение — рамочное, оно является основой для подготовки обоснования инвестиций, разработки технического задания, проведения изыскательских работ, разработки проектного решения.

Строительство магистрали № 7 как улицы общегородского значения заложено на расчетный срок генерального плана. Данное решение значительно улучшит транспортную доступность центра города, позволит разгрузить проспекты Энгельса и Большой Сампсониевский, снизит объем трафика на Выборгском шоссе.

— Одобрена ли поправка о переводе территории ГОИ им. Вавилова на Биржевой линии в жилую застройку?

— Данная территория отнесена к общественно-деловой зоне.

— Какие поправки коснулись территории на углу Кронверкской и Сытнинской улиц на Петроградской стороне?

— В ходе общественных обсуждений от жителей поступили заявки о сохранении в этом месте рекреационной функции. Однако земельный участок находится в частной собственности, владелец располагает разрешением на строительство здесь гостиницы. Он выполнил условия ­КГИОП по сносу аварийного исторического здания с последующим восстановлением облика и перезахоронением найденных останков. Территория отнесена к общественно-деловой зоне. Комиссия по поправкам отклонила предложения заявителей.

— Что ждет зону у сада Агрофизического института, за сохранение которого высказывались жители Гражданки?

— Эта территория также отнесена к общественно-деловой зоне, в этом случае комиссия учла пожелание граждан не переводить ее под строительство жилья.


#генплан #перспективы #документы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7554) от 29.11.2023 под заголовком «Приоритеты нового генплана».


Комментарии