2Vtzqv4Hz9U

Преображая старый храм. В Спасо-Преображенском соборе продолжается реставрация интерьера

Храм в створе улицы Пестеля любим и почитаем горожанами — здесь многих крестили и венчали, церковные службы не прерывались с момента его освящения 270 лет назад. Идут они и сейчас, когда подкупольное пространство занято реставрационными лесами, тщательно затянутыми плотной полиэтиленовой пленкой. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» заглянули за нее, чтобы увидеть работу мастеров-реставраторов.

Преображая старый храм. В Спасо-Преображенском соборе продолжается реставрация интерьера | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Изображения под парусами

Строгий пропорциональный собор — замечательный образец архитектуры русского классицизма. При взгляде с улицы он не кажется таким уж высоким, на самом деле — 41,5 метра. Проектированием Спасо-Преображенского собора занимались ведущие архитекторы России Михаил Земцов, Пьетро Антонио Трезини и Бартоломео Франческо Растрелли, строительство велось с 1743‑го по 1754 год. Это был барочный храм с пятью золочеными куполами.

В соборе проводились службы для петербургских гвардейцев в присутствии российских императоров и знаменитых полководцев. Совершались молебны о здравии русских войск во время Отечест­венной войны 1812 года. После пожара, случившегося в 1825 году, четыре года шли работы по восстановлению собора по проекту Василия Стасова. Храм остался пятикупольным, но с западной стороны архитектор пристроил портик в духе классицизма. Роспись интерьеров по эскизу академика Василия Шебуева выполнила бригада художников, куда входил Федор Брюллов, брат «великого Карла».

Чтобы увидеть сегодняшнюю работу художников-реставраторов масляной живописи и золочения, надо подняться где‑то на 20 мет­ров, на верхний ярус лесов. Там на четырех парусах (треугольные элементы купольной конструкции, которые обеспечивают переход от прямоугольного объема здания к круглому барабану — на нем и держится купол) находятся изображения четырех евангелистов, с которыми работают художники-реставраторы.

Собор2_Ше-М.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ


Александр занимается Лукой. С помощью тонкого шприца он приклеивает отслоившиеся фрагменты красочного слоя. Только потом можно приступать к расчистке от загрязнений и потемневшего лака. Рядом Алиса делает тоньше старый лак на изображении Матфея. Становятся хорошо видны поздние записи. Как с ними поступать, будет решать реставрационный совет. Простого и однозначного рецепта не существует. Если под записями не сохранился авторский красочный слой, то лучше их не трогать. Принцип «не навреди» священен для реставраторов.

Над парусами вдоль нижней час­ти барабана по кругу идет фриз с золотыми буквами славянской вязью. Протоиерей Николай Брындин, настоятель Спасо-Преображенского собора, любезно расшифровывает для нас текст: «Господи Боже, Израилев, несть Бог якоже Ты на небеси горе и на земле долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеше им». Думаю, содержание понятно…

Анастасия тем временем промывает буквы: она поясняет, что сусальное золото было положено на лак «мордан», что позволяет удалять загрязнения с помощью водного раствора обычного детского мыла. Если бы при нанесении золота использовался не влагостойкий лак, то расчистка «посуху» была бы отдельной проблемой. В другой части фриза Александра с помощью ювелирного инструмента склеивает раствором осет­рового клея «волосяные» трещины на буквах. Говорит она при этом только шепотом, словно боится потревожить свой объект…

Собор3_Ше-М.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ


Сусальное золото и самодельные леса

А что делать, если трещину не склеить? Михаил Ботаковский, руководитель фирмы подрядчика, поясняет: если трещина в золоте более 1 мм, то ее приходится «штопать». Сначала разрыв золота расшивается, затем укрепляется грунт, наносится новое золочение, которое в финале состаривается, чтобы не выделялось рядом с оригинальным благородным металлом. И все это для букв высотой не больше полуметра, расположенных под куполом на расстоянии 20 метров от пола собора! Воистину в реставрации не бывает мелочей.

На рабочих столах реставраторов фотографии изображений евангелистов, сделанные в ультрафиолетовом освещении. Видны многочисленные поновления красочного слоя. К счастью, в основном на фонах и на одеяниях фигур. Проблема «масляная краска — штукатурка» известна со времен Леонардо да Винчи. Эта краска позволяла создавать росписи без спешки и переделывать начатое. Но штукатурка под ней не дышит, влага способствует отслоению красочного слоя, и поновления были поэтому обычным делом. Задача реставраторов — полностью расчистить живопись от потемневшего лака, чтобы стали видны авторские цвета.

Собор4_Ше-М.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ


Проведение многолетней реставрации Спасо-Преображенского собора позволило тщательно изучить архивные материалы. Ботаковский показывает фотографию из архива КГИОП «Восстановление живописи в парусе. Фотофиксация ремонтных работ в июне — октябре 1945 года». Поразительный снимок. Только что закончилась Великая Отечест­венная война. Собор пострадал от вражеских артобстрелов и бомбежек. Реставраторы соорудили строительные леса явно из подручных материалов. Сейчас такие точно не разрешили бы ни под каким видом. Также в ходе поисков был составлен подробный список реставрационных работ, которые шли в соборе, начиная с самых первых в 1850‑е годах. В XX веке реставрация интерьеров проводилась, как упоминалось, в 1940‑х, а также во второй половине 1980‑х годов. Известные ленинградские художники-реставраторы Яков Казаков и Владилен Никифоров укрепили монументальную живопись. Тогда воссоздание орнаментальной живописи на стенах и сводах сочли «нецелесообразным ввиду отсутствия достаточного изобразительного материала». Во время нынешних работ небольшой фрагмент орнамента был заново расчищен, описание и фото войдут в реставрационный отчет. Специалисты осторожно датируют орнамент концом XIX — началом XX века.

Мрамор с зеркальным блеском

Спускаемся вниз, чтобы посмотреть на белый искусственный мрамор. Из него сделаны пилоны, прилегающие к алтарю, по 8 метров высотой каждый. Большие иконы «Воскресение» и «Вознесение» с золочеными киотами, которые боятся влаги, с помощью сотрудников Русского музея были сняты со стен, тщательно упакованы и помещены на специальные стенды здесь же, перед алтарем. Сергей Холод, реставратор произведений из натурального и искусственного камня, рассказывает, что оригинальный искусственный мрамор пилона, которому почти 200 лет, белый, как рафинад. Он имеет толщину всего 6 мм, поэтому трещины нельзя зачищать, допустимы только небольшие шпаклевки. Предыдущие реставрации не попадали по цвету, вдобавок еще и потемнели от времени. «Пробую отбелить порталы, вот поставил «компрессик» из гипсовой шпаклевки и водяного раствора клея, потом буду уплотнять полученную поверхность, полировать ее, и так до десяти раз на каж­дом участке трещины, — поясняет Холод. — Сделанные по моей методике откосы окон в алтарной части собора показали ее успешность. Белый искусственный мрамор имеет зеркальный блеск, еще до нанесения защитного слоя воска».

Перед тем как покинуть Спасо-Преображенский собор, спрашиваем его настоятеля, как совмещаются церковные службы и реставрационные работы? «Мы выстроили такой распорядок взаимодействия с реставраторами: они прерывают работы на время церковных служб. Со своей стороны, мы разрешаем вести реставрацию ночью, ранним утром и днем, когда службы не проводятся. В этом есть соработничество духовенства нашего собора и реставраторов», — говорит отец Николай.

Реставрация в подкупольной час­ти собора должна быть завершена к концу лета — 5 (16) августа как раз будет отмечаться 270‑летие со дня освящения Спасо-Преображенского собора. Но в интерьере храма есть над чем поработать. В следующие два года реставрационные работы продолжатся.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Сергей МАКАРОВ, председатель КГИОП:

— С точки зрения охраны культурного наследия тот факт, что службы в храме не прерывались с момента его освящения, является большим благом.

В годы советской власти Спасо-Преображенский собор не приспосабливали под склады, не строили внутри перегородки и т. д. Но высокая степень подлинности интерьера требует от реставраторов ювелирной работы по сохранению авторской живописи.

Работы по реставрации Спасо-Преображенского собора на средства из городского бюджета начались в 2004 году с ограды и воссоздания на ней скульптурных изображений орлов. Потом были работы по фасадам, в 2022‑м началась реставрация интерьеров. За двадцать лет общий объем финансирования реставрационных работ составил почти 400 млн руб­лей. На 2024 год выделено свыше 50 млн рублей.


#реставрация #храм #работы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7622) от 14.03.2024 под заголовком «Преображая старый храм».


Комментарии