Преображая старый храм. В Спасо-Преображенском соборе продолжается реставрация интерьера
Храм в створе улицы Пестеля любим и почитаем горожанами — здесь многих крестили и венчали, церковные службы не прерывались с момента его освящения 270 лет назад. Идут они и сейчас, когда подкупольное пространство занято реставрационными лесами, тщательно затянутыми плотной полиэтиленовой пленкой. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» заглянули за нее, чтобы увидеть работу мастеров-реставраторов.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Изображения под парусами
Строгий пропорциональный собор — замечательный образец архитектуры русского классицизма. При взгляде с улицы он не кажется таким уж высоким, на самом деле — 41,5 метра. Проектированием Спасо-Преображенского собора занимались ведущие архитекторы России Михаил Земцов, Пьетро Антонио Трезини и Бартоломео Франческо Растрелли, строительство велось с 1743‑го по 1754 год. Это был барочный храм с пятью золочеными куполами.
В соборе проводились службы для петербургских гвардейцев в присутствии российских императоров и знаменитых полководцев. Совершались молебны о здравии русских войск во время Отечественной войны 1812 года. После пожара, случившегося в 1825 году, четыре года шли работы по восстановлению собора по проекту Василия Стасова. Храм остался пятикупольным, но с западной стороны архитектор пристроил портик в духе классицизма. Роспись интерьеров по эскизу академика Василия Шебуева выполнила бригада художников, куда входил Федор Брюллов, брат «великого Карла».
Чтобы увидеть сегодняшнюю работу художников-реставраторов масляной живописи и золочения, надо подняться где‑то на 20 метров, на верхний ярус лесов. Там на четырех парусах (треугольные элементы купольной конструкции, которые обеспечивают переход от прямоугольного объема здания к круглому барабану — на нем и держится купол) находятся изображения четырех евангелистов, с которыми работают художники-реставраторы.
Александр занимается Лукой. С помощью тонкого шприца он приклеивает отслоившиеся фрагменты красочного слоя. Только потом можно приступать к расчистке от загрязнений и потемневшего лака. Рядом Алиса делает тоньше старый лак на изображении Матфея. Становятся хорошо видны поздние записи. Как с ними поступать, будет решать реставрационный совет. Простого и однозначного рецепта не существует. Если под записями не сохранился авторский красочный слой, то лучше их не трогать. Принцип «не навреди» священен для реставраторов.
Над парусами вдоль нижней части барабана по кругу идет фриз с золотыми буквами славянской вязью. Протоиерей Николай Брындин, настоятель Спасо-Преображенского собора, любезно расшифровывает для нас текст: «Господи Боже, Израилев, несть Бог якоже Ты на небеси горе и на земле долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеше им». Думаю, содержание понятно…
Анастасия тем временем промывает буквы: она поясняет, что сусальное золото было положено на лак «мордан», что позволяет удалять загрязнения с помощью водного раствора обычного детского мыла. Если бы при нанесении золота использовался не влагостойкий лак, то расчистка «посуху» была бы отдельной проблемой. В другой части фриза Александра с помощью ювелирного инструмента склеивает раствором осетрового клея «волосяные» трещины на буквах. Говорит она при этом только шепотом, словно боится потревожить свой объект…
Сусальное золото и самодельные леса
А что делать, если трещину не склеить? Михаил Ботаковский, руководитель фирмы подрядчика, поясняет: если трещина в золоте более 1 мм, то ее приходится «штопать». Сначала разрыв золота расшивается, затем укрепляется грунт, наносится новое золочение, которое в финале состаривается, чтобы не выделялось рядом с оригинальным благородным металлом. И все это для букв высотой не больше полуметра, расположенных под куполом на расстоянии 20 метров от пола собора! Воистину в реставрации не бывает мелочей.
На рабочих столах реставраторов фотографии изображений евангелистов, сделанные в ультрафиолетовом освещении. Видны многочисленные поновления красочного слоя. К счастью, в основном на фонах и на одеяниях фигур. Проблема «масляная краска — штукатурка» известна со времен Леонардо да Винчи. Эта краска позволяла создавать росписи без спешки и переделывать начатое. Но штукатурка под ней не дышит, влага способствует отслоению красочного слоя, и поновления были поэтому обычным делом. Задача реставраторов — полностью расчистить живопись от потемневшего лака, чтобы стали видны авторские цвета.
Проведение многолетней реставрации Спасо-Преображенского собора позволило тщательно изучить архивные материалы. Ботаковский показывает фотографию из архива КГИОП «Восстановление живописи в парусе. Фотофиксация ремонтных работ в июне — октябре 1945 года». Поразительный снимок. Только что закончилась Великая Отечественная война. Собор пострадал от вражеских артобстрелов и бомбежек. Реставраторы соорудили строительные леса явно из подручных материалов. Сейчас такие точно не разрешили бы ни под каким видом. Также в ходе поисков был составлен подробный список реставрационных работ, которые шли в соборе, начиная с самых первых в 1850‑е годах. В XX веке реставрация интерьеров проводилась, как упоминалось, в 1940‑х, а также во второй половине 1980‑х годов. Известные ленинградские художники-реставраторы Яков Казаков и Владилен Никифоров укрепили монументальную живопись. Тогда воссоздание орнаментальной живописи на стенах и сводах сочли «нецелесообразным ввиду отсутствия достаточного изобразительного материала». Во время нынешних работ небольшой фрагмент орнамента был заново расчищен, описание и фото войдут в реставрационный отчет. Специалисты осторожно датируют орнамент концом XIX — началом XX века.
Мрамор с зеркальным блеском
Спускаемся вниз, чтобы посмотреть на белый искусственный мрамор. Из него сделаны пилоны, прилегающие к алтарю, по 8 метров высотой каждый. Большие иконы «Воскресение» и «Вознесение» с золочеными киотами, которые боятся влаги, с помощью сотрудников Русского музея были сняты со стен, тщательно упакованы и помещены на специальные стенды здесь же, перед алтарем. Сергей Холод, реставратор произведений из натурального и искусственного камня, рассказывает, что оригинальный искусственный мрамор пилона, которому почти 200 лет, белый, как рафинад. Он имеет толщину всего 6 мм, поэтому трещины нельзя зачищать, допустимы только небольшие шпаклевки. Предыдущие реставрации не попадали по цвету, вдобавок еще и потемнели от времени. «Пробую отбелить порталы, вот поставил «компрессик» из гипсовой шпаклевки и водяного раствора клея, потом буду уплотнять полученную поверхность, полировать ее, и так до десяти раз на каждом участке трещины, — поясняет Холод. — Сделанные по моей методике откосы окон в алтарной части собора показали ее успешность. Белый искусственный мрамор имеет зеркальный блеск, еще до нанесения защитного слоя воска».
Перед тем как покинуть Спасо-Преображенский собор, спрашиваем его настоятеля, как совмещаются церковные службы и реставрационные работы? «Мы выстроили такой распорядок взаимодействия с реставраторами: они прерывают работы на время церковных служб. Со своей стороны, мы разрешаем вести реставрацию ночью, ранним утром и днем, когда службы не проводятся. В этом есть соработничество духовенства нашего собора и реставраторов», — говорит отец Николай.
Реставрация в подкупольной части собора должна быть завершена к концу лета — 5 (16) августа как раз будет отмечаться 270‑летие со дня освящения Спасо-Преображенского собора. Но в интерьере храма есть над чем поработать. В следующие два года реставрационные работы продолжатся.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей МАКАРОВ, председатель КГИОП:
— С точки зрения охраны культурного наследия тот факт, что службы в храме не прерывались с момента его освящения, является большим благом.
В годы советской власти Спасо-Преображенский собор не приспосабливали под склады, не строили внутри перегородки и т. д. Но высокая степень подлинности интерьера требует от реставраторов ювелирной работы по сохранению авторской живописи.
Работы по реставрации Спасо-Преображенского собора на средства из городского бюджета начались в 2004 году с ограды и воссоздания на ней скульптурных изображений орлов. Потом были работы по фасадам, в 2022‑м началась реставрация интерьеров. За двадцать лет общий объем финансирования реставрационных работ составил почти 400 млн рублей. На 2024 год выделено свыше 50 млн рублей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7622) от 14.03.2024 под заголовком «Преображая старый храм».
Комментарии