Праздник в позе лотоса. Как прошел большой фестиваль «Санкт-Петербург — Индия»
Большой фестиваль «Санкт-Петербург — Индия» состоялся в нашем городе. В этом году его открытие приурочили к Международному дню йоги, который ежегодно отмечается в конце первого месяца лета.
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Десять лет йоги
В день мероприятия, организованного Генконсульством Индии и городским комитетом по внешним связям, посетители Парка 300‑летия Петербурга погрузились в незнакомую им прежде атмосферу. Уютные парковые лужайки раскрасили яркие шатры и разноцветные коврики, на которых люди разных возрастов дружно выполняли асаны, медитировали в позе лотоса и даже стояли на дощечках с гвоздями: занятия проводили тренеры 15 лучших школ йоги города.
«Десять лет назад по инициативе премьер-министра Индии Нарендры Моди 21 июня был объявлен Международным днем йоги, а Генеральная ассамблея ООН приняла соответствующую резолюцию, за которую единогласно проголосовали 175 стран, — рассказал генеральный консул Индии в Петербурге Кумар Гуарав. — В Петербурге с каждым годом это мероприятие становится ярче, а участников — все больше. В этом году мы отмечаем не только сам праздник, но и сопряженный с ним международный культурный фестиваль «Санкт-Петербург — Индия». Его программа дополнена культурно-познавательной составляющей — лекциями, мастер-классами, шахматным турниром и другими интересными мероприятиями. В первую очередь все это организуется не для индийцев, живущих в Петербурге, а именно для русских людей, которые смогут лучше узнать культуру Индии».
Чтобы гости праздника не запутались в экзотике, пространство фестиваля было разделено на тематические зоны. В импровизированном лектории под открытым небом специалисты Кунсткамеры, СПбГУ и Музея-института семьи Рерихов рассказывали об истории йоги и индийской культуре. На главной сцене выступали артисты из Индии и местные коллективы, которые занимаются индийским искусством. Были и завораживающие танцы девушек в сари, и харизматичные музыканты с традиционными индийскими инструментами. «Ударный инструмент табла состоит из двух частей, — рассказал преподаватель йоги при Генконсульстве Индии в Петербурге Олег Задорожный. — Левая часть из меди называется байя, правая деревянная — дайя. На каждую руку ставится разная техника игры. При этом у каждого звука есть название, что формирует определенную музыкальную культуру».
В зоне мастер-классов плели мандалы, рисовали специями и учились танцевать индийские танцы. А на площадке «Мистическая Индия» можно было пообщаться с астрологами, сделать мехенди (кратковременную татуировку хной) и сплести гирлянду из лепестков роз. Как выяснилось, цветочные гирлянды можно делать из всех цветов, за исключением ядовитых и тех, что с очень сильным ароматом. Например, в России для этих целей не используют сирень и лилии. «В Индии такие гирлянды делаются для украшения алтаря — это важная часть поклонения божествам, — объяснила ведущая цветочного мастер-класса Серафима. — Гирлянды не вянут, а засыхают, оставаясь красивыми, и старые прихожане могут забирать домой. Гирлянды из храма считаются освященными, их вешают дома как оберег. Выбрасывать и сжигать их нельзя — лучше выпустить в каком‑нибудь водоеме или повесить на дерево».
Нарядиться в сари за семь минут
Индийскую одежду можно было рассмотреть на показе национальной моды. Самый известный женский индийский костюм — сари. Но не все знакомы с легендой о царице Драупади — ее супруг проиграл в кости своему врагу. Когда победитель попытался раздеть прекрасную женщину, бесконечно длинная ткань, обернутая вокруг ее тела, позволила сохранить ей честь. Эту историю можно считать первым упоминанием сари, которое придает наряду свойства оберега и символа нравственности. Сегодня сари остается одним из самых востребованных видов одежды и в крупных городах, и в деревнях Индии. А в последнее время этой индийской одеждой активно интересуются петербургские дамы, приобретая ее в специализированных магазинах. «Сари — это отрез ткани 5 – 6 метров, в который оборачиваются разными способами. У меня получается это сделать за семь минут, — поделилась представительница одного из петербургских ведических центров Наталья. — Я надеваю сари, когда приезжаю в храм. Существуют повседневные и праздничные сари: первые, как правило, не отличаются изысканной отделкой и сотканы из хлопка или синтетики, вторые представляют собой настоящее произведение искусства. К примеру, узоры, наносимые на ткань вручную вышивкой или росписью, всегда уникальны: по правилам, мастер должен уничтожить эскизы сразу по окончании работы. Наряд для торжественных случаев отличается сложной драпировкой, он обязательно дополняется множеством крупных украшений. Есть и цветовые особенности. Золотое, красное сари надевают на свадьбу, белое — если провожают кого‑то в последний путь».
Рассмотреть мужской национальный костюм можно было на площадке, где петербургские художники писали с натуры индийского юношу в таком одеянии. Моделью был студент Петербургского политехнического университета Петра Великого по имени Сиддхартх. «Я приехал из Мумбаи. В Петербурге живу уже два года — изучаю в Политехе искусственный интеллект, — сообщил молодой человек. — Мне очень нравится Северная столица, особенно летом. По Индии я скучаю только черной русской зимой. В это время мне не хватает яркости. Восполнять ее мне позволяет наша национальная острая еда и одежда. Одним из видов традиционной одежды для мужчин в Индии считаются шервани, которую вы видите сейчас на мне. Это длинный пиджак, который застегивается на пуговицы. Его длина обычно доходит до колен, но иногда может достичь икр. Шервани носят с обтягивающими штанами или брюками чуридар, они свободны в бедрах, но в районе лодыжек уже обтягивающие. Шервани обычно надевают женихи на свадебную церемонию, этот наряд часто молочного, золотого цветов и цвета светлой слоновой кости, а также может иметь золотистую или серебристую вышивку».
Колесница с угощением
Еще одним центром притяжения на фестивале стала расписная колесница Джаганнатхи, вокруг нее пели и танцевали кришнаиты. Праздник колесниц Ратха-Ятра — это древняя ведическая традиция, которая в Индии проводится раз в год в летнее время. Он посвящен самой диковинной и необычной ипостаси Вишну — Шри Джаганнатху. Это божество не имеет конечностей и изображается в виде головы с большими глазами и улыбкой. В день праздника он вместе с сестрой Субхадрой и братом Баладевом (они также имеют необычный облик) отправляются в путешествие на гигантской деревянной колеснице и общаются со своими почитателями. Колесница символизирует храм с алтарем, на который люди приносят пожертвования в виде денег, еды и сладостей. После того как божества «отведают» яств, за угощение принимаются остальные участники праздника.
Петербургская колесница Джаганнатхи хранится в специальном гараже, на мероприятие ее привезли на эвакуаторе, чтобы не создать на дорогах аварийных ситуаций.
Вместе навсегда
В финале праздника в красочном шатре на берегу Финского залива состоялась церемония традиционной индийской свадьбы для двух пар. «Мы показываем только маленькую часть этой церемонии — как бы приоткрываем завесу и даем возможность увидеть и почувствовать частичку Индии, — предупредил Кумар Гуарав. — В нашей стране свадьба — это очень масштабное событие, и оно празднуется с большим размахом».
На индийские свадьбы приглашают до 800 гостей, в числе которых могут быть даже малознакомые люди. Длится торжество несколько дней, чтобы это событие глубоко вошло в сознание молодых, ведь браки в Индии заключаются на всю жизнь. И даже после смерти, согласно верованиям индусов, души супругов остаются вместе.
Одной из интересных индийских традиций является составление гороскопов жениха и невесты. Гороскоп также помогает выбрать благоприятный день для свадьбы. Во время церемонии молодые обмениваются цветочными гирляндами — этот ритуал называется джаймала (вармала). Затем следует обряд саптапади «первые семь шагов, которые новобрачные делают вместе как муж и жена». Это один из ключевых моментов бракосочетания, после него считается, что пара поженилась. Новобрачных осыпают лепестками цветов и поздравляют. Все гости веселятся и танцуют под живую музыку сопровождающих церемонию музыкантов.
Ну и, конечно, на свадьбе, как и на фестивале, было много вкусных вегетарианских угощений. Знающие люди вставали в очередь за особенными деликатесами. Это были, в частности, сыроедческие конфеты из инжира и миндаля с пряностями и, конечно, ладду — одна из самых известных сладостей индийской кухни в виде небольших шариков, приготовленных на основе нутовой муки, сливочного масла, орехов и сахара.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7701) от 10.07.2024 под заголовком «Праздник в позе лотоса».
Комментарии