Право на переломе эпох. О чем говорили на Петербургском международном юридическом форуме
По уже сложившейся традиции, этот выпуск полосы «По закону» мы полностью посвящаем недавно прошедшему XII Петербургскому международному юридическому форуму — ПМЮФ-2024. Времена нынче не простые, но крупнейшая в мире дискуссионная юридическая площадка, как всегда, охватила широчайший спектр проблем современного права. Вашему вниманию — наиболее интересные, на наш взгляд, фрагменты выступлений ведущих спикеров форума. В них — пульс нашей сегодняшней жизни и видение перспектив завтрашнего дня. Общий посыл един: несмотря на все сложности, право должно и будет торжествовать как в российском, так и в международном масштабе. И каждый на своем месте должен этому способствовать.
ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/TAСС
БРИКС работает на перспективу
— Углубление интеграции в рамках БРИКС невозможно без создания общих структур, прежде всего в сфере правового регулирования… В частности, уже давно прорабатывается вопрос о создании коммерческого суда стран БРИКС. Думаю, это будет серьезным движением вперед. Необходимо отстаивать интересы наших компаний за рубежом, в том числе в спорах между собой. Учитывая, что структура БРИКС активно развивается и сегодня уровень доверия между правительствами стран — участниц объединения достаточно высок, предпринимателям надо к этому стремиться. Мы близки к тому, чтобы принять конкретные решения: правовая база уже существует, теперь важны организационные усилия юридического сообщества. В частности, обсуждается концепция создания международного инвестиционного арбитражного центра БРИКС. Для повышения последовательности, прозрачности и предсказуемости арбитражных решений в соответствии с деятельностью центра предполагается использование самых передовых практик.
ЕСПЧ надежд не оправдал
— Европейский суд по правам человека был одним из тех институтов, на которые возлагали серьезные надежды и которые на самом деле на протяжении десятилетий эти надежды оправдывали. Но сегодня, к сожалению, трансформация практики ЕСПЧ является настолько серьезной, что влечет иное восприятие самой концепции его существования и его работы… Наибольшее разочарование в национальных юрисдикциях вызывает, когда решения выносятся в эксклюзивном формате, точечно в отношении отдельных юрисдикций. Эти решения, по сути, явно несут на себе следы влияния определенных лоббирующих политических группировок, а часто выглядят и вовсе как достаточно одиозные элементы пресловутой гибридной войны.
Омбудсмены, объединяйтесь!
— Сегодня действует 38 соглашений уполномоченного по правам человека с национальными правозащитными учреждениями других государств. Только в прошлом году подписано 14 таких документов… В соответствии с новыми подходами в развитии двусторонних соглашений, основной упор был сделан на укрепление сотрудничества с омбудсменами стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Например, при содействии уполномоченного по правам человека в Республике Абхазия нашей гражданке возвращен ее несовершеннолетний сын, отец которого препятствовал исполнению судебных решений о передаче ребенка матери в Россию.
По обращениям омбудсменов Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Приднестровья мы оказывали содействие в восстановлении необходимых документов граждан, в исполнении решения суда о взыскании алиментов, обжаловании постановления суда о привлечении к административной ответственности.
С НКО готовы сотрудничать
— Несмотря на многочисленные сложности и политизированность некоммерческого сектора, нельзя не учитывать огромный положительный потенциал общественного воздействия НКО на сознание людей, их ключевую роль в укреплении межкультурного диалога, защите прав человека и продвижении глобального сотрудничества. Минюст наравне с защитой национальных интересов прикладывает много усилий к созданию максимально благоприятного и комфортного взаимодействия государства и некоммерческого сектора. В частности, для НКО, работающей на международном треке, безусловно, востребованной является возможность электронной подачи документов в Минюст при регистрации, что в свою очередь освобождает от уплаты госпошлины и обращения к нотариусу.
Также планируется в ближайшее время сокращение сроков в регистрации документов. В рамках межведомственного взаимодействия Минюстом осуществляется оптимизация отчетности НКО, разработка ее единой формы, исключение необходимости предоставления дублирующей информации в Росстат, электронный способ подачи, в том числе с помощью мобильного приложения.
Нелегалы губят бизнес
— Бизнес готов заниматься привлечением иностранных работников, предоставлять необходимые системные условия для их размещения, чтобы был обеспечен нужный контроль. Кроме того, бизнес готов конкурировать между собой за эти ресурсы. Но он не готов конкурировать с тем сообществом предпринимателей, которые при привлечении иностранных работников используют схемы компаний-однодневок. Законопослушным предпринимателям конкурировать в экономическом смысле слова с тем бизнесом, который привлекает к себе иностранцев через «прослойки» и активно участвует в финансировании теневых схем и нелегальной миграции, практически невозможно. Давайте создадим для бизнеса равные условия в рамках ответственности при работе с иностранными гражданами.
Дайте приставу подумать
— Общий объем работы потрясает. Сумма взысканных средств колоссальна. За прошлый год это около 1,2 трлн рублей. На исполнении находится от 10 до 11 трлн рублей различных долгов… Времени у пристава нет на то, чтобы задуматься. Нет возможности даже решить тот минимум задач, за которые он несет ответственность. Он только успевает обработать вал поступающей документации. Речь идет о том, чтобы пристав-исполнитель, как юрист, экономист, задумывался и отрабатывал сложные исполнительные производства, где действительно нужны какие‑то действия, отклоняющиеся от общераспространенных.
Наказание неотвратимо
— Следователям ведомства с применением прогрессивных достижений отечественной криминалистики и собственной экспертной базы удалось раскрыть свыше 5 тысяч преступлений, совершенных в прошлые годы, в их числе 900 убийств. За счет участия в раскрытии преступлений ветеранов следствия и уголовного розыска существенно усилена работа аналитических групп, благодаря которым направлено в суд 1620 уголовных дел о преступлениях, остававшихся нераскрытыми более трех лет.
В целом же благодаря целенаправленно выстроенной работе совместно с МВД и ФСБ России за последние пять лет число раскрытых следователями СК РФ тяжких и особо тяжких преступлений прошлых лет увеличилось на 22 % (с 2655 до 3251), а убийств — на 63 % (с 558 до 912), что значительно повлияло на обеспечение безопасности наших граждан.
Лжеадвокатам — бой!
— Важнейшим законодательным событием для нас стало принятие федерального закона от 22 апреля 2024 г. № 83‑ФЗ о внесении изменений в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»…
Одним из ключевых положений принятого закона является норма о введении Единого государственного реестра адвокатов. Он содержит самую важную информацию об адвокате и, главное, проясняет принадлежность человека к адвокатуре, то есть наличие действующего статуса, к какой адвокатской палате относится, его реестровый номер и номер адвокатского удостоверения. Госреестр призван решить проблему так называемых лжеадвокатов. Теперь мошенников легко распознать — достаточно будет посмотреть в единой базе, есть ли у человека, называющего себя адвокатом, действующий статус.
Мешает анонимность
— Больше трети преступлений в России относится к киберпреступности… Совершенно потрясающая цифра: 96 % подростков уже подвергались в той или иной форме агрессии в Интернете… В основе лежит анонимность в Сети… Есть понимание с Генеральной прокуратурой РФ, с другими нашими правоохранительными структурами, но пока, к сожалению, мы не можем сдвинуться, потому что за этой анонимностью стоят огромные деньги.
ИИ — друг и враг
— Искусственный интеллект используется одновременно и как орудие преступной деятельности, и как инструмент противодействия ей. При этом особо обращает на себя внимание постоянный рост удельного веса совершаемых с использованием информационных технологий преступных деяний, связанных с терроризмом, экстремизмом и распространением радикальной идеологии, к тому же носящих организованный и транснациональный характер…
Нередко генерируемый нейронными сетями контент направлен на создание фейков, дезинформации против несовершеннолетних и на искажение исторической правды. Сегодня западные модели искусственного интеллекта нацелены на воспроизведение той повестки, которая зачастую противоречит традиционным российским духовно-нравственным ценностям. В этой связи большая роль в определении механизмов противостояния пропаганде деструктивной идеологии принадлежит нашему законодателю.
Права машине? Никогда!
— Признание искусственного интеллекта в качестве субъекта права вступает в неразрешимые противоречия едва ли не со всеми канонами правовой догматики, включая учение о правовой воле, правоотношении, правонарушении и юридической ответственности. У искусственного интеллекта нет и не может быть возможности и способности самостоятельно приобретать и реализовывать субъективные права и юридические обязанности, нести юридическую ответственность, самостоятельно принимать правовые решения. У него нет собственных правовых интересов. Наделение же его личной правосубъектностью влечет за собой обширнейшие противоречия и пробелы в праве, позволяющие избежать юридической ответственности виновному лицу за правонарушения, совершенные им в ходе разработки и эксплуатации соответствующих технологий… Для этого переложить ответственность на искусственный интеллект, видимо, будет весьма соблазнительно.
Только инструмент…
— Интересно двигаться в направлении использования искусственного интеллекта как инструмента правового регулирования. Это имеет место, например, в рамках правосудия на уровне мировых судей. В Белгороде в 2021 году прошел прекрасный эксперимент — судебные приказы формировал ИИ… Инструментальный характер искусственного интеллекта уже признан… надо только этим пользоваться как вспомогательным инструментом. Но риск того, что он может стать основным, сохраняется.
В суд — с электронным документом
— Законопроектом о внесении изменений в КоАП предлагается закрепить возможность изготовления, направления, получения любых процессуальных документов в электронном виде, а также предусмотреть правовые основания для дистанционного участия в производстве по делам об административных правонарушениях. При этом сразу хочу обратить ваше внимание, что вводимое регулирование будет распространяться на все виды процессуальных документов, применяться к любым категориям дел и на разных стадиях производства по делу. В электронном виде можно будет направлять как документы, изначально изготовленные в таком виде, так и электронные копии бумажных документов. В законопроекте предусмотрено несколько каналов для обмена документами в электронном виде.
Преступление «во благо»?
— Если исходить из того, что оправдание Веры Засулич было обоснованным, то получается следующая картина: если человек по своей сути, нравственным характеристикам положительный и реагирует на несправедливость путем совершения действий, имеющих признаки состава преступления, то он должен подлежать оправданию. Получается, что в правовую систему нужно вводить в качестве нового обстоятельства, которые исключают уголовную ответственность, — помимо необходимой обороны и крайней необходимости — совершение преступлений или проступка, подпадающего под признаки преступления под влиянием высоких нравственных начал. Конечно, это невозможно и такого быть не должно.
Оригинальный контрафакт
— У нас такая уникальная юрисдикция, в которой оригинальный товар, который ввезен на территорию России без согласия правообладателя, признается контрафактом. Я не знаю ни одной другой юрисдикции, где такая коллизия существует. То есть товар оригинальный, но он контрафактный, потому что правообладатель не разрешал его ввозить на территорию РФ… Иностранному правообладателю дается возможность диктовать условия не защиты своих прав, а влияния на внутренний рынок. Зачем мы даем такое право правообладателю? Он мало того что в ряде случаев вводит санкции, так потом еще усиливает их подобными внутренними несуразицами в правовом регулировании. Здесь нужно как можно быстрее расставить точки над i.
Коммерческая экология
— Нужно подвергнуть инвентаризации все декларации и соглашения по экологической тематике. Долгое время считалось, что охрана природы — это не про деньги. Сейчас всем понятно, что охраняют природу в интересах больших бизнес-корпораций… Российская Федерация всегда во главу ставила природу, потому что природа — это наш дом… Но, если провести инвентаризацию, мы поймем, что многие конвенции вредят нашей стране, и не только нашей, многие государства БРИКС находятся в той же ситуации, что и Россия.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (7706) от 17.07.2024 под заголовком «Право на переломе эпох».
Комментарии