Главная городская газета

Потоп никто не отменял

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Какое будущее ждет автовокзалы Петербурга?

Автовокзал «Южный» в составе транспортно-пересадочного узла «Купчино» значительно улучшит транспортное обслуживание жителей юга Петербурга и уменьшит нагрузку на улично-дорожную сеть центра, но не обеспечит в полном объеме обслуживание международных и межрегиональных автобусных маршрутов всех направлений.... Читать полностью

К Исаакию вернулся фонарик

Ко Дню города один из главных символов Петербурга Исаакиевский собор предстанет в своем первозданном виде. Основные реставрационные работы на главном куполе собора, включая световой фонарик и крест, закончены. Читать полностью

Как метаморфозы «Ночи музеев» стали ее «элементами»

Более 95 тысяч человек посетили «Ночь музеев» в Петербурге, по сравнению с 2017 годом количество гостей увеличилось на 5 тысяч. Именно на такие цифры ориентируются организаторы акции, больше за 12 часов работы - с шести вечера до шести утра музеи не могут принять физически. Читать полностью

Поздравление с 315-летием Санкт–Петербурга от полпреда президента РФ по СЗФО Александра Беглова

Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов поздравил петербуржцев с Днем города. Читать полностью

Как «Чижик» прижился в Петербурге

Зеленобокий длиннохвостый «Чижик», запущенный в первый «полет» по трамвайному маршруту № 8 в начале марта этого года, вошел в рабочий ритм: на трассе протяженностью 4,6 км пассажиров перевозят семь вагонов, выполняя рейс за 16 - 17 минут. Читать полностью

Летний дворец готов принять посетителей

26 мая для петербуржцев и гостей города открывает свои двери Дворец Петра Великого. Читать полностью
Потоп никто не отменял | ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

И двух веков не прошло с даты увековеченного Пушкиным потопа 1824 года (19 ноября мы отметили его 190-летие), а отношение к этому природному явлению у горожан стало куда более легкомысленным. И все из-за Комплекса защитных сооружений, который, как утверждают проектировщики, строители и гидроэкологи, навсегда снял вопрос с наводнениями с повестки дня. С момента пуска объекта в эксплуатацию в 2011 году наблюдалось шесть больших наводнений — и все они были остановлены, предупреждены закрытием дамбы. Однако, если вникнуть в механизм защиты от осенних и зимних невско-балтийских противостояний, понимаешь: не так уж она, эта защита, безусловна и повсеместна.

Умные инженерные решения, примененные при постройке КЗС, действительно имеют массу плюсов. И возникли эти решения не на пустом месте: в 1970-е годы было построено больше десятка гидрологических моделей с разным количеством водопропускных отверстий — так проектировщики искали способ минимизировать отрицательное воздействие сооружения на залив. В итоге восемь отверстий (шесть водопропускных и два судопропускных в 11 каменно-земляных дамбах) делают 25-километровую стену прозрачной в течение всего года кроме периодов наводнений. Точнее, прозрачна не вся стена, а ее фронт шириной полтора километра и глубиной от 2,5 до 16 м — считается, что при этом никаких помех движению невской воды и морских обитателей туда-обратно нет. При подходе нагонной волны на расстояние нескольких десятков километров от КЗС этот фронт всего за 45 минут закрывают 67 затворов, делая 25-километровую стену на пути балтийской стихии глухой и неприступной.

«При проектировании КЗС исходили из того, что Балтика может подогнать к городу до 10 млрд тонн воды — на такое катастрофическое наводнение с подъемом воды на 5,4 метра рассчитана конструкция», — говорит заместитель генерального директора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Игорь Полищук.

Между тем некоторые ученые полагают, что в истории Невы бывали ситуации и похуже. Например, ряд источников позволяет предположить, что в 1691 году вода доходила почти до нынешней Охты, подъем был около 7 метров. «Достоверно это не подтверждено, метеорологических наблюдений тогда не велось, но возможность повторения подобного полностью отвергать нельзя», — полагает заместитель начальника Гидрометцентра главный синоптик Александр Колесов.

— То, что комплекс рассчитан на уровень 5,4 метра, означает лишь то, что для него самого на такой отметке не будет никаких последствий. Защитить город дамба сможет даже при подъеме до семи метров. В этом случае вода до Петербурга не дойдет, а вот определенные разрушения защитного сооружения будут. Надо понимать: наводнения у нас были и будут всегда. Но мы построили дамбу, и она закроет город от них — маленьких, больших, катастрофических, в любых обстоятельствах, — уверен Игорь Полищук.

При этом он признает: ситуация с подъемом воды в Невской губе может осложниться и стать весьма серьезной, если город надолго — на два-три дня «зажмет» сильным западным или северо-западным ветром. «При закрытии сооружения нужно учесть и уровень воды в Невской губе. Если город закрыть на сутки, мы получим полметра подъема за счет невской воды, но уровень в городе не должен превысить 160 см», — говорит Полищук.

По мнению специалистов, для закрытого водоема (каковым в период перекрытия задвижек на дамбе становится Невская губа) опасен сильный юго- и северо-западный ветер: он способен раскачивать воду, перегоняя невскую волну от Кронштадта к порту и обратно.

Определенную тревогу у гидроэкологов вызывает и масштаб намывных работ:

— Сейчас активно ведутся намывы в Невской губе — Морской фасад, порт Бронка, острова. При этом существенно сокращается аккумулирующая способность, ее вместимость в случае закрытия всех затворов, — обращает внимание начальник отдела экологического мониторинга на Комплексе защитных сооружений Леонид Куратов. — Наши генеральные планы — намыть 10 тысяч га должны быть научно обоснованы. Пока эта деятельность ничем не регламентирована, а ведь последствия — это не только облако мутности, дотянувшееся во время строительства Морского фасада до самого Выборга. Во время закрытия дамбы губа становится временным водохранилищем. И в ней должно помещаться столько воды, чтобы это не повредило никому. То есть наш главный документ — генплан должен содержать точный расчет, какую часть аккумулирующей емкости Невской губы можно изымать за счет намыва искусственных островов без риска затоплений этих самых островов и всего города.


Та же ситуация (если не хуже) с намывом по другую сторону КЗС, где расположены территории, вовсе не защищенные от наводнений.

— Все желающие намывать там должны понимать — делать это надо с защитой не меньшей, чем у нас на дамбе, — 7,5 метра. Но пока там «проходят» проекты высотой всего 4,25 метра. Никто не считает и не думает вперед! — сетует эколог. — Территории Курортного района и до строительства комплекса, и сейчас подвержены воздействию наводнений, во время которых смывались железнодорожное полотно, автодорога, разрушались пляжи. В 2005 году наводнение (подъем до 239 см) разрушило пляж Курортного района, а в 2011-м волна пошла на Ижору до Лебяжьего...

Двухтысячные годы — теплые, поэтому в календаре нагонных наводнений произошел серьезный сдвиг в сторону зимы. Теперь они могут чередоваться с другим грозным природным бедствием — зажорными невскими наводнениями, случающимися в позднеосеннее и зимнее время и способными поднимать уровень Невы до трех метров.

— Условия их возникновения трудно предсказываются, но очевидно, что потепление оказывает на них серьезное усиливающее влияние, — говорит профессор государственного гидрогеологического института Борис Скакальский. — Так что полной безопасности у города, к сожалению, нет. Нужно постараться разработать методику защиты от зажорных наводнений.

Когда Петр I выбирал место для своей столицы, гидрогеологических исследований не существовало и в помине, так что периодические вторжения Финского залива в дельту Невы для первых горожан стали полной неожиданностью. С той далекой поры про повадки нагонной волны петербуржцы узнали гораздо больше. Зарегистрировано и изучено уже более трехсот серьезных наводнений в Петербурге такого рода, отмечена их периодичность. Самое катастрофическое из зафиксированных случилось 19 ноября 1824 года (4,21 м). Затем было 380 см в 1924 году. Когда ждать следующего?

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook