Потерянный медальон. Как школьник помог установить судьбу бойца
Родные девятиклассника Саши Белова – из деревни Усть-Славянка, что на берегу Невы, возле Рыбацкого. Чего мальчишка только ни находил там, в прибрежном песке у кромки воды: старинные кованые гвозди, деревянные грузила от рыбацких сетей, свинцовые пломбы с оттиснутыми на них двуглавыми орлами. Иногда встречаются и следы войны – гильзы, осколки...
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Поэтому, увидев летом прошлого года в песке поржавевший патрон от автомата, не особенно удивился. Но дальше произошло нечто неожиданное: пуля вывалилась практически сама, а внутри гильзы оказался небольшой свернутый листок бумаги. Очевидно, владелец патрона вытащил из гильзы пулю, удалил порох, положил внутрь записку и этой же пулей заткнул гильзу.
Поскольку Александр, занимаясь в военно-патриотическом клубе «Победа», уже ознакомился с азами поискового дела, то сразу сообразил, что это не простой листок бумаги, а солдатский медальон. Вскрывать его самому нельзя: за долгие годы нахождения в земле вкладыши усыхают, склеиваются либо, наоборот, из-за попавшей влаги разбухают.
– Гильзу с запиской я передал поисковику Сергею Мачинскому, с которым знаком лично, а тот в свою очередь направил ее в Москву – в лабораторию «Солдатский медальон», – рассказал Александр.
Спустя некоторое время вкладыш удалось прочитать. Выяснилось, что он принадлежал Василию Васильевичу Мельникову, 1923 года рождения, уроженцу села Трофимовка Утевского района Куйбышевской области. А дальше начался кропотливый поиск.
Первый шаг – электронная база данных «Мемориал», которую ведет Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО). Из нее следовало, что Василий Мельников был бойцом 86-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта, 27 сентября 1942 года он погиб и был захоронен в поселке Невская Дубровка. Второй шаг – попытка найти родственников бойца. В поиске помогал Военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа.
Информацию разместили в социальных сетях. Несколько месяцев не было никакой реакции, никто не откликался. Казалось, что затея безнадежная. Однако затем отозвался поисковик из Самары (бывшего Куйбышева). Он пояснил, что деревни Трофимовка уже нет. В военкомате Самарской области тоже помочь ничем не смогли. Однако потом все-таки удалось разыскать племянницу Мельникова – Татьяну Столыпину...
– Мы созвонились с Татьяной Федоровной. Она рассказала, что до сих пор живы брат и сестра Василия Мельникова, они живут в Белоруссии. Она пояснила, что еще до начала войны родители Василия Мельникова по вербовке выехали на Сахалин, потом вернулись в Куйбышев... Своего сына Василия старший Мельников с собой не взял, так как того скоро должны были призвать в армию, – рассказал Александр Белов.
Действительно, 7 мая 1942 года 19-летний Василий был призван, вскоре он попал на Ленинградский фронт. Никаких подробностей о том, где погиб Василий Мельников, его племянница не знала. Не сохранилось даже его фотографий... Но каким же образом патрон с запиской мог оказаться в тридцати километрах от Невской Дубровки – в районе Усть-Славянки, еще и расположенной на другом берегу Невы?
Помогли оцифрованные копии документов ЦАМО, размещенные на интернет-сайте «Память народа». По данным журнала боевых действий, с мая 1942 года части 86-й стрелковой дивизии занимали позиции по правому берегу Невы, а в начале сентября возле Ново-Саратовки переправились на противоположный берег – как раз в Усть-Славянку. Дивизию готовили к боевым действиям в направлении Колпино – Усть-Тосно. Однако затем, по всей видимости, задача изменилась, и уже с 6 сентября части, возвращенные на правый берег, двигались к Невской Дубровке. Оттуда предстояло переправиться на Невский пятачок.
«26 сентября 1942 года, в 3 ч. 45 мин., была предпринята попытка переправы. Сильным минометным и пулеметным огнем часть лодок была уничтожена, некоторым удалось переправиться на другой берег, но связь с ними была потеряна. Некоторым переправившимся частям удалось закрепиться на левом берегу р. Нева...» – сообщалось в журнале боевых действий.
На следующий день подразделения дивизии предприняли очередную попытку достичь левого берега. И снова – тяжелые потери. Как следует из документа, «11 лодок были разбиты и расстреляны на воде, 11 достигли левого берега, связь с высадившимся десантом была прервана, дальнейшие повторные попытки произвести форсирование успеха не имели в виду сильного артминометного и пулеметного обстрела района переправ...».
– Именно в тот день, судя по «донесению о безвозвратных потерях», и погиб Василий Мельников, – говорит Александр Белов. – Мы не знаем, был ли он похоронен в братской могиле или же его тело нашло свое упокоение в водах Невы... Что же касается его самодельного медальона, то не исключено, что он мог просто обронить его, будучи в начале сентября 1942 года на берегу в Усть-Славянке...
Поиск, начавшийся со случайно найденного патрона, стал для школьника настоящей исследовательской работой. С рассказом о ней он выступил сначала на краеведческих чтениях в Рыбацкой библиотеке, а затем на состоявшейся в начале апреля региональной олимпиаде по краеведению, проходившей в Аничковом дворце.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 68 (6906) от 19.04.2021 под заголовком «Потерянный медальон».
Комментарии