Давиды и Голиаф. Внутри «Музея кораблекрушений» в Кронштадте

Экспозицию Музея подводной археологии (его еще называют музеем кораблекрушений) в Кронштадте можно рассматривать не только как пример краеведения с местным колоритом, но и как аналог музеев схожей тематики, которые есть в других странах - в Швеции, Австралии, Турции.

Давиды и Голиаф. Внутри «Музея кораблекрушений» в Кронштадте | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Представленные в Кронштадте предметы - результат поисковых экспедиций и подводных археологических раскопок, многие из которых проводились совсем недавно. Всего лишь десять лет назад в акватории Финского залива в районе Лондонской отмели были найдены остатки корабля XVIII века. Исследования показали, что это один из первых линейных кораблей времен Петра Великого, «ветеран» Северной войны «Портсмут». Осенью 1719 года он сел на мель недалеко от острова Котлин, а последующие штормы и наводнения унесли его в залив. Теперь найденные и поднятые со дна части корпуса, остатки якоря, пушечных ядер и снарядов экспонируются в Кронштадте.

Свой последний приют детали кораблей нашли в здании бывшей водонапорной башни (Ленинградская ул., 2), которая своим внешним видом и в самом деле больше походит на музей, а не на техническое сооружение. О старом предназначении здания вам лишний раз напомнят расположенный рядом фонтан «Водовоз» и тот занимательный факт, что водопровод в Кронштадте был первым в России.

В зале бывшего резервуара для воды, поступавшей затем в городскую сеть, теперь часть экспозиции - макет острова Котлин и окружающих его фортов и гаваней. Раритеты, представленные в музее, когда-то давно утонули именно здесь, в восточной части Финского залива. От кожаного ботинка неизвестного матроса с «Портсмута» до жаровни с парусника «Архангел Рафаил», на которой подобные ботинки можно было сушить. От судков для специй с фрегата «Олег» до посуды с броненосца «Гангут», масштабная модель которого - уже в затонувшем виде на дне Балтики - также представлена в экспозиции.

«Гнусный корабль, хорошо, что его утопили, незачем его и поднимать» - так передавал современник слова адмирала Алексея Бирилева о затонувшем в 1897 году «Гангуте». Этот эскадренный броненосец находился в строю всего несколько лет и имел ряд конструктивных недостатков, послуживших причинами его критики, а затем и гибели.

Музей, однако, относится к своим героям с любовью. Здесь гармонично сочетается драма прошлого, где корабли сталкивались со льдами и садились на мель, погибали от «волн-убийц» и пробоин при ударе о подводные камни и скалы, - с романтической атмосферой морских путешествий, военных сражений и подводных экспедиций.

Ненадолго может показаться, что людям и вовсе не место в мире кораблей, у деревянных и стальных морских жителей - собственная судьба. «От прекрасного пассажирского лайнера осталась половинка», - гласит подпись к фотографии разрушенного ровно наполовину судна. «Дорогу большим надо уступать», - иронично описывает ситуацию столкновения двух судов название другого кадра. «Давиды и Голиаф» - под таким заголовком показана толпа людей, разделывающих списанную посудину на берегу Индийского океана. Действительно, сравнение маленьких человеческих фигур с «голиафами» морских просторов будет не в пользу первых. Этот музей - про «голиафов».

Экспозиция в здании водонапорной башни может показаться скромной для такой большой темы, как подводная археология. Да и появилась она сравнительно недавно - начало было положено выставкой «История кораблекрушений» в 2009 году. Но уже скоро, в 2022-м, в Кронштадте на территории Петровского дока планируют открыть грандиозный Центр подводной археологии.

#музей #кораблестроение #Кронштадт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (6249) от 03.08.2018 под заголовком «Последний приют голиафов».


Комментарии