После разрушительных пожаров в районе Динамо не удается возродить дом-памятник

Дом входил в состав Ольгинского детского приюта трудолюбия. Дело погрязло в судах…

После разрушительных пожаров в районе Динамо не удается возродить дом-памятник  | ФОТО автора

ФОТО автора

Ольгинский приют прежде состоял из пяти зданий (школа с мас­терскими и четыре жилых дома), построенных в 1897 – 1898 годах по проекту гражданского инженера Михаила Гейслера в Царской Славянке, она же — Графская Славянка, а с советских лет — Динамо. После революции территорию приюта начали застраивать жилыми и промышленными зданиями, но и старинные сохранялись.

Десять лет назад была проведена историко-культурная экспертиза комплекса. Ее автор Александра Аверьянова рекомендовала снять с охраны утраченные объекты. И если дом на Новой улице, 4, просто сгорел, то на Пионерской, 2, начали строить жилье. В свое время полиция Пушкинского района даже рассматривала заявление о возбуждении уголовного дела по статье об уничтожении памятника, однако в итоге, когда КГИОП снял снесенное здание с охраны, необходимость в этом отпала — жилье достроили и официально ввели в эксплуатацию.

«Дом для мальчиков с семейным надзирателем» на Спортивной, 5, остается памятником до сего дня, хотя фактически его нет: в 2014 и 2016 годах здание сильно пострадало от огня и внешне казалось невосстановимым. В 2018 году город продал все пять квартир в нем физическому лицу. То, что пепелище придется разобрать, ни у кого сомнений не вызывало. Вот только делать это надо было по закону — для начала согласовать проект с КГИОП, затем получить разрешение на строительство. Однако этого сделано не было — в 2019 году там уже стояло новое здание, мало похожее на сгоревший оригинал. Постфактум в комитет была подана проектная документация. Ведомство ее отклонило и обратилось в суд, требуя от собственника в течение двух лет «выполнить ремонт и реставрацию объекта». Видимо, речь шла о сносе новодела и последующем воссоздании.

Параллельно шел другой судебный процесс. По его итогам в 2020 году договор купли-продажи был расторгнут и утраченное здание вернулось городу. Попытка КГИОП поменять в своем судебном процессе ответчика с собственником — физическим лицом на смольнинский комитет имущественных отношений успехом не увенчалась: в конце прошлого года горсуд посчитал, что «КИО не является надлежащим ответчиком по данному делу». «По дальнейшему восстановлению объекта КГИОП дополнительно рассмотрит вопрос о надлежащем ответчике», — пояснили в ведомстве.

Пока шел суд, в первой половине 2021 года здание сгорело. Сейчас, как видно на снимке, там вновь пепелище. Что‑то подсказывает: шансов на дословное воссоздание дома-памятника, к сожалению, практически нет.


#дом #памятник #пожар

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7520) от 11.10.2023 под заголовком «Пепел трудолюбия».


Комментарии